, аспирантка кафедры стилистики, риторики и культуры речи ФГБОУ ВПО «МГУ им. <...> Н.П.Огарева», г.Саранск КОСВЕННЫЕ ФОРМЫ ПОРИЦАНИЯ В РЕЧИ УЧИТЕЛЯ У СПЕШНОСТЬ процесса обучения во многом определяется методикой, выбранной педагогом в ходе ведения занятий, а также самой личностью учителя. <...> В педагогической риторике отмечается обилие языковых и коммуникативных средств, использование которых позволяет обеспечить эффективность обучения предмету, а также организации самого процесса взаимодействия с учащимися. <...> В последнее время выдвигаются дополнительные требования к коммуникативной личности учителя, призванного воспитывать коммуникативную школьников, демонстрировать образцы эффективного решения разнообразных коммуникативных задач своим речевым поведением. <...> В педагогической риторике и методике преподавания наблюдается интерес к косвенным формам речевого воздействия, скрытно (неявно, имплицитно) оказывающих влияние на собеседника (в частности, учащегося школы), принуждая его к определенному действию или, наоборот, предупреждающего нежелательные действия. <...> Именно косвенное воздействие в образовательном процессе обладает наибольшим эффектом, так как истинные намерения субъекта, то есть педагога, не выражаются открыто, а представлены в форме скрытого побуждения личности к конкретному поведению. <...> На наш взгляд, речь должна идти об определенных стратегиях ведения диалога с учащимися, причем каждая стратегия воплощается в виде речевых жанров, намеренность и ситуативная закрепленность которых определяет их языковую специфику. <...> Особое место в структуре педагогического дискурса занимает такой жанр, как порицание. <...> Согласно «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой: «Порицание – это выражение неодобрения, осуждения; выговор». <...> Порицание, являясь представителем оценочного речевого жанра, выполняет в педагогике регулирующую функцию, так как через оценку тех или иных поступков <...>