УДК 621.01 © В.В. Смолянинов, В.В. Смолянинов КОНТАКТНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ В ШАРИКОПОДШИПНИКАХ В работе используется модель Герца-Буссинеска для расчета структурных и силовых факторов трех и четырех точечных контактов шариков с кольцами шарикоподшипников. <...> Размеры зон контактов и контактные напряжения определяются как функции, во-первых, угла контактирования шариков с кольцами, во-вторых, скорости вращения подшипника — с целью учета действия на контакт центробежных сил шариков. <...> Дополнительно анализируется зависимость свойств контакта от величины «припуска» или «избытка» радиуса поперечной кривизны дорожек колец. <...> Расчеты распределения давления в контактных зонах выявили новый эффект обострения суммарного давления, возникающего при перекрытии зон контактов. <...> Возможность такого эффекта не учитывалась ранее в трибологических исследованиях 3-х и 4-точечных подшипников. <...> Ключевые слова: шарикоподшипники, трехточечные и чеиырехточечные контакты, контактные напряжения, модель Герца-Буссинеска, центробежные силы, эффект обострения контактного давления. <...> Трех- и четырехточечные шарикоподшипники (ШП) были освоены промышленностью в начале 70-х годов прошлого века, прикладной интерес к которым был обусловлен их повышенной грузоподъемностью. <...> В этих конструкциях для двукратного уменьшения контактных напряжений использовались сравнительно малые углы α ≈ 10°-20° между парными контактами шариков с рабочими поверхностями колец. <...> Примером, может служить шарикоподшипник с трех- и четырехточечными контактами шаров с рабочими поверхностями колец. <...> Благодаря специфическому расположению контактов подшипник имеет повышенную осевую грузоподъемность и может быть использован при высоких скоростях. <...> Впервые кинематику трех- и четырехточечных ШП еще в 1966 году описал В.Ф. Старостин [2], но он ограничился анализом свойства контактного верчения шариков и не обратил внимание на эффект редукции (уменьшения) орбитальной <...>