УДК 625.815.5 © А.В. Березин, В.Ю. Жиркевич К ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТНАПРЯЖЕННЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ Описывается перспективная технология дорожного строительства. <...> ВВЕДЕНИЕ В последние годы на Западе и, в частности, в США большой интерес вызывает развитие перспективных технологий дорожного строительства, связанных с применением постнапряженных железобетонных конструкций [1, 2]. <...> В частности, это так называемая клавишность – неравномерность прогибов смежных плит. <...> Даже когда смежные плиты надежно соединяются сваркой, препятствующей смещению плит друг относительно друга, место стыка фактически работает как шарнир, что со временем неизбежно приводит к продавливанию основания под стыком и растрескиванию асфальтобетонного покрытия над ним. <...> Их суть сводится к тому, что предварительно напряженные железобе тонные плиты, образующие покрытие, стягиваются между собой после монтажа покрытия в единые плети с помощью канатов, которые проложены в каналах, специально предусмотренных для этого внутри плит. <...> При этом плиты ориентируются так, что направление предварительного напряжения в них оказывается перпендикулярно направлению движения транспорта, а постнатяжение канатами осуществляется в направлении вдоль движения транспорта. <...> Постнапряжение конструкции приводит к тому, что деформационное поведение стыка под нагрузкой ничем не отличается от поведения плиты в ее средней части, и покрытие работает как цельная железобетонная конструкция, в которой при этом не возникают опасные для бетона растягивающие напряжения. <...> После укладки и стягивания домкратами плит дорожного покрытия, заделываются технологические отверстия, и плиты могут покрываться традиционным асфальтобетоном в один-два слоя (на деле хорошее качество дороги обеспечивается даже при покрытии литым асфальтобетоном толщиной 30–40 мм). <...> По оценкам большого энтузиаста и пропагандиста этого способа в России, гендиректора <...>