Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Психологические основы системы Станиславского (220,00 руб.)

0   0
Первый автор
Издательство[Б.и.]
Страниц69
ID421
АннотацияДанное произведение представляет интерес не только для актеров, режиссеров, преподавателей и студентов театральных учебных заведений, но и для психологов, философов, искусствоведов и культурологов.
ISBN978-5-91367-058-8
Психологические основы системы Станиславского .— : [Б.и.] .— 69 с. — ISBN 978-5-91367-058-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/421 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Система Станиславского выходит за рамки сценической психологии искусства, она важна для понимания психологии искусства в целом. <...> Вскрыв на материале художественной психологии закономерности нового психологического феномена – психологии воображенной жизни, Станиславский внес вклад в научную психологию. <...> Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. <...> К.С. Станиславский как психолог сценического искусства «Чрезвычайно легко показать, – писал Л.С. Выготский, – что всякое исследование по искусству всегда и непременно вынуждено пользоваться теми или иными психологическими предпосылками и данными. <...> Одним из первых известных психологов, кто высоко оценил вклад Станиславского в психологию искусства, был Л. С. Выготский. <...> В статье «К вопросу о психологии творчества актера» (1932) он высказал ряд таких суждений о «психологической 1Л. <...> Важную заслугу Станиславского как психолога искусства Выготский увидел в том, что он нашел верный путь к теоретическому и практическому разрешению «парадокса» о природе сценических чувств (переживаний) актера – того парадокса, на который указал Д. <...> Актерские эмоции, как показал Станиславский, это противоречивое единство: с одной стороны, они естественное «своеобразное психофизиологическое состояние», а с другой – факты искусства, они искусственны, они созданы творческой силой воображения, как роман, соната или статуя3. <...> Труды Станиславского (и материалы, представленные в антологии) убедительно говорят о том, что его понимание психологии сценического искусства зиждется на пересечении не только воображения и чувства, а воображения и всей совокупности психических явлений (Я, потребностей, восприятия, представления, памяти, мышления, внимания, воли, интересов, выразительных движений и др.), среди которых эстетическое чувство, по-видимому, действительно занимает ведущее место. <...> 3 Из-за ранней смерти (1934 г.) он не успел ознакомиться с основным теоретическим трудом <...>
Психологические_основы_системы_Станиславского.pdf
АКАДЕМИ Я ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СТАНИСЛАВСКОГО доктор философских наук Е.Я. Басин Редактор-составитель Гуманитарий 2009 Москва
Стр.1
УДК 159.9:792.2 ББК 85.334+88.4 П86 Психологические основы системы Станиславского : [антология] / Акад. гуманитар. исслед. ; ред.-сост. Е. Я. Басин. - М. : Гуманитарий, 2009. - 136 с. – ISBN 978-5-91367-058-8. I. Басин, Евгений Яковлевич, сост. Агентство CIP РГБ Материалы антологии характеризуют Станиславского как выдающегося психолога. Психологический аспект «системы Станиславского» – это фундамент для театральных школ различных, даже противоположных стилистических направлений. Система Станиславского выходит за рамки сценической психологии искусства, она важна для понимания психологии искусства в целом. Вскрыв на материале художественной психологии закономерности нового психологического феномена – психологии воображенной жизни, Станиславский внес вклад в научную психологию. Учитывая сказанное, можно утверждать, что данная антология будет представлять интерес не только для актеров и режиссеров, студентов и преподавателей театральных учебных заведений, но и для психологов, философов, искусствоведов и культурологов. ББК 85.334+88.4 Работа выполнена при поддержке РГНФ (грант 070-03-001-170а) ISBN 978-5-91367-058-8 © Академия гуманитарных исследований, 2009 © Издательский дом «Гуманитарий», 2009 © Е.Я. Басин, составитель и автор вступительной статьи, 2009 Оглавление Е.Я. Басин. К.С. Станиславский как психолог сценического искусства ...........................................................................5 Из письма Л.Бернау (1897) ........................................................26 Из письма М.Ф. Андреевой (1902) ............................................26 Из письма И.М. Лапицкому (1902) ...........................................26 Из подготовительных материалов к труду о творчестве актера. (900-е годы) .............................................27 «Об актерском амплуа» .............................................................27 «Ответ третейским судьям по делу В.Ф. Комиссаржевской и В.Э. Мейерхольда» (1907) ...............27 Отчет о десятилетней художественной деятельности московского художественного театра (1908). ..........................27 Из заметок об артистической этике и дисциплине (1907 – 1909) ........................................................27 Из письма В.В. Котляровской (1908) ........................................28 Из письма М.А. Мелетинской (1909) ........................................28 Из письма Н.В. Дризену (1909) .................................................28 Из письма О.В. Гзовской (1910) .................................................29 Из письма к Вл.И. Немировичу-Данченко (1910) ....................29 Из письма О.В. Гзовской (1911) .................................................30 Из письма Л.Я. Гуревич (1912) ..................................................31 Из письма В.В. Лужскому (1912) ...............................................31 Из заметок о театральном искусстве. Искусство и искусственность (1901 – 1912) ..............................31 Из письма О.В. Гзовской (1913) .................................................31 Из письма В.А. Теляковскому (1915) ........................................32 Из письма к Вл.И. Немировичу-Данченко (1916) ....................32 Проект воззвания Союза московских артистов (1917) ...........32 Работа над ролью («Горе от ума») (1916 – 1920) .......................32 «О различных направлениях в театральном искусстве» (1909 – 1922) .............................................................37 Из письма к В.С. Алексееву (1924) ...........................................44 В Коллегию Наркомпроса (1924) ..............................................45 Из письма Н.В. Волконской (1924) ...........................................45 Из письма Н.С. Голованову .......................................................45 3
Стр.2
Из письма Ф. Жемье (1926)........................................................45 Из письма И.И. Титову (1926) ...................................................45 Моя жизнь в искусстве (1926) ...................................................46 Из письма Б.Г. Иванову (1927) ..................................................52 Письмо С.В. Егоровой (1927) ....................................................52 О сознательном и бессознательном в творчестве (1928) ........53 Из письма коллективу МХАТ (1929) ........................................58 Из письма Е.К. Малиновской (1930) .........................................58 Из письма Л.Я. Гуревич (1930) .................................................58 О кино (1930) ..............................................................................59 Мое мнение по поводу перехода оперного театра моего имени в экспериментальный театр (1930) ....................60 Из письма Л.Я. Гуревич (1931) ..................................................60 Из письма П.А. Калужской (1931) .............................................62 Искусство актера и режиссера (1929 – 1932) ............................63 Участникам юбилейного вечера (1933) ....................................64 Работа над ролью («Отелло») (1930 – 1933) ..............................64 Из письма В.И. Качалову (1935) ................................................66 Из письма Я.И. Боярскому(1936) ..............................................66 Из письма А.И. Ангарову (1937) ...............................................66 Работа над ролью («Ревизор») (1936 – 1937) .............................67 Работа актера над собой. Часть 1. Работа над собой в творческом процессе переживания. (1938) ...........................70 Работа актера над собой. Часть II. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения. (1933 – 1938) .......107 Именной указатель ....................................................................130 Предметный указатель ..............................................................131 Е.Я. Басин. К.С. Станиславский как психолог сценического искусства «Чрезвычайно легко показать, – писал Л.С. Выготский, – что всякое исследование по искусству всегда и непременно вынуждено пользоваться теми или иными психологическими предпосылками и данными. При отсутствии какой – нибудь законченной психологической теории искусства эти исследования пользуются вульгарной обывательской психологией и домашними наблюдениями»1 . Психолог М.С. Роговин различает донаучную, философскую и научную психологию. «Только как исключение встречаются удивительные формы синтеза различных психологий, например, у Л.Н. Толстого, К.С. Станиславского, Анатоля Франса и Сент-Экзюпери»2 . Архивные материалы, дневники, записные книжки и письма К.С. Станиславского свидетельствуют о том, что он был знаком с трудами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Т. Рибо, И.И. Лапшина («Художественное творчество», 1923 г., из зарубежных психологов в этой связи можно назвать Т. Агбо, Г. Модсли, Э. Гетса и др.). Исследуя сценическое искусство, он плодотворно использовал такие методы изучения, как наблюдения, самонаблюдения и эксперименты (опыты)3 . Одним из первых известных психологов, кто высоко оценил вклад Станиславского в психологию искусства, был Л. С. Выготский. В статье «К вопросу о психологии творчества актера» (1932) он высказал ряд таких суждений о «психологической 1Л.С. Выготский. Психология искусства. М., 1968. С. 34. 2 М.С. Роговин. Введение в психологию. М., 1969. С. 19 – 20. Кроме тех имен, которые упоминает М.С. Роговин, можно было назвать и много других и, в особенности, С.М. Эйзенштейна (См. С.М. Эйзенштейн. Психологические вопросы искусства. М., 2002). 3См. об этом: И.Г. Скляр. Эстетика сценического творчества актера. М., 2004. С. 15 – 42. 4 5
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.