80 ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ Воспитание речевой культуры Л.А.Степанова вопросы, связанные с обобщением научно-педагогического наследия по проблеме речевой культуры с точки зрения сложившихся отечественных традиций. <...> Сделан акцент на продуктивных идеях и подходах прошлого, отражающих значение тесной взаимосвязи языка и культуры как основополагающего механизма воспитания способности к усвоению ценностей и смыслов слова, осознанного и ответственного отношения к нему. <...> В статье рассматриваются номена речевой культуры, прежде всего с точки зрения ее педагогической значимости, сущностное проявление которой, по мнению авторитетных ученых, — в «формировании нравственного стержня, общей культуры, вкуса» [1, c. <...> При этом появившееся в данном контексте понятие «коммуникативная компетенция», несмотря на то, что его употребление, как часть представлений о компетенциях, относится больше к учебным целям, связывается все же с принципами воспитывающего и развивающего обучения и не ограничивается только соблюдением социальных норм речевого поведения. <...> Эта чрезвычайно важная особенность побуждает к культурно-историческому осмыслению феК. <...> , В.Я.Стоюнин, Л.Н.Модзалевский, Л.Н.Толстой, М.М.Рубинштейн, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. обращали внимание на то, что язык и воспитание — два неразрывно связанных понятия, на основе которых формируется культура народа. <...> Так, в известной статье «Родное слово» К.Д.Ушинский, призывая к внимательному отношению к родному языку, подчеркивал его огромное воспитательное значение. <...> Таков этот великий народный педагог — родное слово! <...> Бережное отношение к родному языку К.Д.Ушинский связывал с умением изложить свои мысли «чистым русским языком», которым сам он владел безукоризненно. <...> Воспитательная практика этого периода исследователями названа педагогикой «душевного строения», подразумевавшей формирование ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ представлений ребенка об окружающей <...>