__ Научно-технический вестник Брянского государственного университета, 2015, № 2 - УДК 331.45 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН 2 - Брянский государственный университет им. акад. <...> Кончиц1 1 - Брянский государственный аграрный университет Предложена модель обеспечения безопасности системы самоходных транспортных машин, позволяющая учесть переменные случайные факторы, влияющие на вероятность столкновения машин за счет снижения уровней опасных и вредных производственных факторов и травмирования операторов, представленная в виде двухблочной вероятностной модели. <...> В настоящее время проблема повышения безопасности труда операторов самоходных транспортных машин (СТМ) является актуальной по причине чрезвычайно высокого уровня производственного травматизма. <...> Анализ производственного травматизма и результаты поисковых исследований выявили, что указанные машины являются источниками повышенной опасности при выполнении транспортных работ в отраслях экономики и на дорогах общей сети. <...> При использовании самоходных машин для выполнения транспортных работ можно выделить следующие причины травмирования операторов: - превышение скорости движения ведомых транспортных машин из-за отсутствия визуальной информации о скорости движения ведущих машин, что может привести к их столкновению и травмированию операторов; - превышение скорости движения ведомых транспортных машин из-за невозможности выбора оптимального скоростного режима с целью предотвращения их столкновения; - временная ограниченность при совместном движении ведущих и ведомых транспортных машин, что требует большой квалификации оператора с целью предотвращения их столкновения; - торможение ведущей транспортной машины тормозом или двигателем с отсутствием срабатывания стоп-сигнала и момента торможения, что повышает риск их столкновения; - износ тормозной системы транспортных <...>