Северо-Кавказский психологический вестник № 12/2 2014 г. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ОФИЦИАНТОВ Панина Е. А. <...> Представлены эмпирически выделенные типы конкурентных стратегий официантов: адаптивно-потребительская, «профессионально-карьерное плато», инновационная и ситуативная, а также ведущие цели конкуренции официантов. <...> Раскрыто содержание операционального компонента каждого из типов конкурентной стратегии официантов с учетом характера их действий по отношению к конкуренту в конфликтных, типичных ситуациях и в ситуациях, связанных с особенностями эмоциональных состояний. <...> Определено содержание операционального компонента каждого из типов конкурентной стратегии официантов в зависимости от их половой дифференциации. <...> Потребность в квалифицированных официантах в современной России значительно возросла в связи с активным развитием сферы обслуживания. <...> Конкурентная стратегия официанта, нацеленная на достижение им преимуществ в деятельности, проявляется в наличии у него постоянных гостей и устойчивом качественном их обслуживании, лидерской позиции, уровне оплаты, демонстрации мастерства и статусе ресторана. <...> Психологические исследования официантов сфокусировались на критериях профессиональной подготовки, образе идеального работника, взаимосвязи увлеченности работой и «профессионального выгорания», личностных детерминантах успешности, гендерных различиях в стиле обслуживания и «чаевых» [1, 8, 9, 10, 11]. <...> Но исследованиям поведенческих проявлений конкурентной стратегии официантов не уделено должного внимания. <...> Под конкурентной стратегией (далее КС) личности в профессиональной деятельности мы понимаем процесс и результат ее мотивированной, целенаправленной активности, обеспечивающей преимущества в ее профессиональной деятельности на основе ее представлений о себе, о предмете и требованиях деятельности [2]. <...> 34 В результате проведенного эмпирического исследования <...>