Северо-Кавказский психологический вестник ➤ № 13/4 2015 г. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКАМИ СОБСТВЕННЫХ ПСИХОЗАЩИТНЫХ СТРАТЕГИЙ В СИТУАЦИЯХ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Багова Р. Х. <...> Анализируются ситуации, активизирующие проявления психологической защиты у школьников. <...> Приведены результаты эмпирического исследования выраженности механизмов психологической защиты учащихся. <...> Диалектическое мышление рассматривается как средство преодоления барьеров и репрезентации конфликтного содержания в сознании. <...> Описана репрезентация испытуемыми своих психозащитных стратегий в процессе рефлексивного тренинга. <...> Ключевые слова: психологическая защита, пространство возможного, проблемная ситуация, диалектическое мышление, репрезентация защит. <...> В образовательном процессе присутствует множество факторов, которые могут послужить причиной повышения психического напряжения, что приводит к необходимости поиска способов его снижения. <...> Одним из таких способов, к которым человек прибегает неосознанно, является психологическая защита. <...> Впервые этот феномен был описан Зигмундом Фрейдом, который полагал, что информация, представляющая угрозу для Эго, им блокируется или искажается [8]. <...> Защитные механизмы действуют неосознанно и фальсифицируют восприятие реальности. <...> Более подробно они были изучены и описаны его дочерью А. Фрейд <...> Она подробно описала специфику проявления психологической защиты у больных шизофренией [6]. <...> В процессе обучения у школьников формируются субъективные установки в отношении способов разрешения проблемных ситуаций в учебной деятельности и общении. <...> Мы считаем, что преобразовывая эту проблемную ситуацию в ситуацию выбора, субъект ориентируется в пространстве возможных действий, совершая акт личностного самоопределения [1, 2]. <...> Его результатом является субъективное пространство возможного действия, осознание своих целей, мотивов, личностных качеств [1, 3]. <...> 22 Термином «проблемная ситуация» мы в данном <...>