Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636889)
Контекстум
Электро-2024
Философские науки  / №5 2016

БЫТЬ ЕГИПТЯНИНОМ, А НЕ ЕГИПТОЛОГОМ: ИСТОРИОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО И ЗАГАДКА ИЕРОГЛИФОВ В РЕНЕССАНСЕ (300,00 руб.)

0   0
Первый авторКАРАБЫКОВ
Страниц9
ID411378
АннотацияЦель статьи – прояснить смысл одного из фрагментов (12rM) трактата Джордано Бруно «О магии» (1589–1590), где постулируется тезис о некогда случившейся в истории глобальной семиотической трансформации, которая состояла в вытеснении иероглифической письменности алфавитной и имела крайне отрицательные когнитивно-культурные последствия для человечества. Автор устанавливает философские источники, к которым восходят ключевые идеи, фундирующие этот тезис, рассматривает историософские воззрения Бруно, анализирует трактовку образа Древнего Египта и природы иероглифики, развитую в его творчестве. Доказывается, что эта трактовка была существенно отличной от той, что доминировала в гуманистических кругах конца XV – первой половины XVII вв.
КАРАБЫКОВ, А.В. БЫТЬ ЕГИПТЯНИНОМ, А НЕ ЕГИПТОЛОГОМ: ИСТОРИОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО И ЗАГАДКА ИЕРОГЛИФОВ В РЕНЕССАНСЕ / А.В. КАРАБЫКОВ // Философские науки .— 2016 .— №5 .— С. 21-29 .— URL: https://rucont.ru/efd/411378 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО БЫТЬ ЕГИПТЯНИНОМ, А НЕ ЕГИПТОЛОГОМ: ИСТОРИОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО И ЗАГАДКА ИЕРОГЛИФОВ В РЕНЕССАНСЕ А.В. <...> К ним относятся стилистико-композиционная экстравагантность его известнейших итальянских диалогов и удивительная пестрота малознакомых теперь авторов, чьи труды служили закваской для Бруновой мысли. <...> Однако главной из этих трудностей является утрата доступа к пониманию того духовного мира, в котором жил итальянский философ и без учета которого невозможно постичь смысл его радикальных проектов. <...> Между тем исследуемые в отрыве от нее, итальянские диалоги Бруно не могут быть поняты вполне адекватно. <...> Занимаясь преодолением этого дисбаланса (в отечественной науке он достигает предельных размеров), я хочу сконцентрироваться в этой статье на одном из пассажей трактата «О магии» (De magia) 38 А.В. КАРАБЫКОВ. <...> Быть египтянином, а не египтологом… (1589–1590), проливающем свет на историософские, семиотические и магико-религиозные взгляды Бруно. <...> Сделать это тем более важно, что сам Бруно позиционировал себя не столько оригинальным мыслителем, сколько «пробудителем» (exsuscitator)1 и глашатаем «древней теологии» (Фичино). <...> Доказав, что решающим в данном случае было влияние не Герметического свода, как думала Фрэнсис Йейтс, совершившая прорыв в бруниане второй половины ХХ в. <...> 2 , а комментарий Марсилио Фичино (1433–1499) к релевантному месту Платонова «Федра», я сопоставлю позиции Бруно и Фичино, за которым следовало большинство ренессансных неоплатоников. <...> Это позволит увидеть многозначительные нюансы, в которых проявлялась оригинальность историософских воззрений Бруно и, в частности, его интерпретации образа Египта – одного из ключевых в его творчестве. <...> В поисках первотекста: Герметический свод, «Федр» и Фичино Итак, вот этот фрагмент трактата «О магии»: Таковы были письмена, наилучшим образом установленные у египтян и называемые иероглифами, или священными знаками ( ). <...> После того <...>