12 УДК 82-4:378.137 ББК Ш141.12-9-5+Ш301.446р И. Н. Минеева Петрозаводск, Россия ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭССЕ КАК ЖАНР УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ* Аннотация. <...> При этом исследователи и преподаватели основное внимание уделяют главным образом академическим жанрам статьи (научная, научно-популярная, энциклопедическая), рецензии, аннотации, реферату, академическому эссе, курсовой и квалификационной работе. <...> Между тем литературнохудожественное эссе как жанр учебной работы в высшей школе в настоящее время проигнорирован. <...> Жанр литературно-художественного эссе имеет большой потенциал в формировании «мирового сообщества» и «человека в целом», обладает уникальной способностью соединять «разных людей, разные наднациональные культуры, разные века», раскрывает творческий потенциал студента, способствует формированию понимания миссии чтения и письма, совершенствованию «нестандартного» письма, освоению политических, социальных, межкультурных, коммуникативных, профессиональных компетенций, выработке личных творческих алгоритмов. <...> В статье обозначены жанровые границы и «внутренний потенциал» данного типа эссе, оговорена магистральная европейская, американская и русскоязычная линии жанра в качестве информационного и стратегического (дидактического) источника, предложена система практических вопросов и заданий по эссе Ш. Абдуллаева <...> «Поэзия и местность» с точки зрения типа эссе, объекта и предмета авторефлексии, поэтики и научной рецепции. <...> Abdullaev, reading, creative writing. успешной учебной* В современном гуманитарном образовании для и профессиональной деятельности необходимо овладение знаниями и практическими умениями в области чтения и письма. <...> В опубликованных сегодня монографиях, учебных пособиях, статьях ученых, преподавателей вузов, школьных учителей предложены новые трактовки понятия «чтение», обозначены принципы изучения литературы («смысловое чтение», «медленное чтение», «пристальное чтение», «дальнее <...>