№13
(6592)
5–11 апреля 2017
www.lgz.ru
Выходит по средам
Основана в 1830 году
при участии А. С. Пушкина
Издание возобновлено
в 1929 году при поддержке
М. Горького
В НОМЕРЕ
❹ ●
❺ «Дело
историков» и его
подоплёка
По доносу «красной профессуры» в
1929–1930 годах были арестованы
свыше 150 выдающихся русских учёных,
в том числе и мирового уровня. Не этот
ли интеллектуальный геноцид по сей
день сказывается на состоянии нашей
исторической науки?
❼ Ахмадулина – 80
ТЕМА НОМЕРА
Солоухин возвращается
Двадцать лет назад ушёл из жизни замечательный русский писатель
Союз Беллы Ахмадулиной и Бориса Мессерера
– это союз двух равных величин,
двух равноуважаемых держав, – считает
знавший обоих Анатолий Макаров.
❶❻ ●
❶❼ Бунт
непоротых
Что представляет собой поколение родившихся
в начале двухтысячных? Многие
задумались об этом, когда всмотрелись
в лица участников недавних акций
протеста.
❷❷ ●
❷❸ Роман
с Постскриптумом
Актриса, сценарист,
публицист
Нина
Пушкова отмечает
юбилей
и знакомит читателей
с невыдуманными
исто
риями.
ЭПИТАФИЯ
И я тоже уйду
Первого апреля в США, в городе Талса
(штат Оклахома), умер известный русский
поэт Евгений Евтушенко.
Эта горькая новость отозвалась в сердцах
многих почитателей его творчества. Президент
России Владимир Путин отметил в телеграмме,
опубликованной на сайте Кремля:
«Ушёл из жизни Евгений Александрович
Евтушенко – выдающийся представитель
отечественной и мировой литературы, властитель
дум и кумир многих поколений.
Личность поистине уникального масштаба».
Для нашей газеты уход Евтушенко особенно
горек. Не стало старейшего автора
«ЛГ», впервые опубликовавшего стихотворение
на первой странице «ЛГ» 1 мая 1953
года. (Мы воспроизводим его на стр. 13.)
Выражаем искренние соболезнования
родным и близким Е.А. Евтушенко.
КНИГА НЕДЕЛИ
Глобальные элиты
в схватке с Россией
Серия «Коллекция
Изборского клуба»
М.: Книжный мир 2017
512 с. 1000 экз.
Ещё 30 лет назад казалось, что
человечество выйдет из холодной войны
победителем и займётся жизненно
важными для людей проблемами, добиваясь
солидарности и сложения усилий.
Увы. Недавно вышедшая книга – это тоже
своего рода отрезвляющий душ для
благодушных и равнодушных.
Ветер истории обрёл жёсткое, почти
ледяное дыхание, и авторы книги – ведущие
аналитики, политики, экономисты
России – доносят до читателя ощущение
возможной катастрофы. Александр
Проханов, Валентин Катасонов, Леонид
Ивашов, Андрей Фурсов, Михаил
Делягин, Александр Нагорный
и другие авторы книги
схожи во мнении, что современная
цивилизация вступила
в эпоху системного кризиса.
Он затрагивает все без исключения
сферы её существования,
все страны и регионы мира.
Пока неизвестно, каким
может быть выход, есть ли он вообще, с
какими катастрофами на этом пути придётся
столкнуться, и сможет ли выжить
само человечество. России в этом процессе
судьбой уготована важнейшая роль.
Участники и эксперты Изборского
клуба, чьи работы собраны в книге, проводят
своеобразный аудит наличных
сил и средств как в метарегиональном,
так и в глобальном аспектах, представляя
читателям возможность самостоятельно
сделать выводы из представленных
материалов.
Юрий Поляков
Владимир Солоухин был вызывающе
русским писателем. Природа наделила
его былинной внешностью – светловолосый,
голубоглазый, статный,
он говорил, отчётливо окая, да и в
Москве жил, словно проездом в родное
Алепино, хотя и заграницей не
брезговал. Начав как поэт «кольцовской»
школы, Солоухин прославился
книгой «Владимирские просёлки»,
где с восхищением писал о красоте и
богатстве родной земли и с болью – о
её бедах и настроениях. Баловень советской
власти, он почти не скрывал
своей неприязни к социалистической
яви, с нежной тоской рисуя обильное,
уютное, благостное дореволюционное
прошлое. На пальце писатель
носил перстень, сработанный из царской
золотой монеты с профилем последнего
императора. Его журили, но
с каким-то уважительным недоумением.
Жанр, в котором творил писатель,
мы назвали бы сегодня нон-фикшен,
а по-русски – очерк. К этой форме тогда
прибегали многие, не владевшие
сюжетным вымыслом, но Солоухин
предложил читателям сверх очерк,
подняв его на уровень высокой интеллектуальной
прозы. Он искал
непознанное в привычном, метафизику
– в бытовой детали. И находил.
Он блестяще владел незамутнённым
русским словом, формируя ту «золотую
норму языка», которую оставляет
векам настоящая литература.
Он открывал русским их подлинную
историю и культуру, словно снимая
слои неумелой интернационалистической
реставрации. «Чёрные доски»
и «Письма из Русского музея» стали
потрясением для моего поколения,
после этих книг мы стали ощущать
себя не только советскими, но и русскими
людьми.
Окончание на стр. 10
ВАЛЕРИЙ ПЛОТНИКОВ
ФЁДОР ЕВГЕНЬЕВ
ХУДОЖНИК ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ, 1990 ГОД (ИТАР-ТАСС)
Стр.1