УДК 159.9 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТУВИНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Франк Мария Васильевна, аспирант кафедры социальной и юридической психологии юридического факультета Тувинского государственного университета, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ № 1 им. <...> Кочетова, 59\3, 667000, e-mail: frankmw@mail.ru АННОТАЦИЯ Рассматривается проблема интеллектуального развития детей младшего школьного возраста тувинской национальности. <...> Показано, что от эволюции ментального опыта зависит эффективность интеллектуального потенциала личности. <...> Развитие человека представляется как конечный результат взаимодействия «натурального» и «культурного» рядов, онтогенеза и биографии. <...> Обусловленность характера интеллектуального развития конкретно-историческими условиями общественной жизни человека. <...> Ключевые слова: интеллект, интеллектуальный потенциал, социальная среда, ценностно-смысловые установки, коллективистское сознание, этнокультурные особенности, моноэтничность. <...> Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста — актуальная проблема в современном мире. <...> Под влиянием психометрической парадигмы интеллект долгое время отождествлялся с «коэффициентом интеллекта» (IQ). <...> При этом интеллект рассматривался как статическое (неизменяемое в ходе жизни человека), одномерное (отождествляемое с показателем IQ) линейно развивающееся психическое качество [2]. <...> Объективное изучение интеллекта предполагает и исследование самого субъекта (его эмоциональные состояния, мотивацию, прошлый опыт, познавательные предпочтения, этнокультурные особенности, стили мышления и т.д.) <...> В последнее время признано: на интеллект оказывает влияние и социальная среда человека. <...> Возможно, что у людей, живущих в бедности, не имеющих высшего образования, привыкших к позиции государственного иждивенца, не имеющих интересной работы или склонных к криминальному поведению, а также менее способных поддерживать <...>