УДК 159.9 МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ЛИЧНОСТЬ: ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ Лебедев Александр Николаевич, доктор психологических наук, заведующий кафедрой прикладной психологии, ФГОБУ ВПО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва; ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт психологии РАН», Москва; e-mail: lebedev-lubimov@yandex.ru АННОТАЦИЯ Результаты эмпирических исследований в области психологии рекламной деятельности и современных маркетинговых коммуникаций. <...> Актуальность проблемы влияния современного маркетинга на личность. <...> Необходимость нового направления в социально-экономической психологии — психологии маркетинговых коммуникаций. <...> Ключевые слова: психология личности, психология маркетинговых коммуникаций, психологическое воздействие рекламы, психология потребительского поведения, эмоциональная оценка рекламы, социальные иллюзии. <...> Эмпирические исследования влияния рекламной деятельности на потребителей всегда были актуальными для социально-экономической психологии, что убедительно показано в работах О.В. Гордяковой, А.И. Донцова, А.Л. Журавлёва, В.Г. Зазыкина, А.Б. Купрейченко, А.Н. Лебедева, Д.А. Леонтьева, В.Л. Музыканта, И.Я. Рожкова и др. <...> В прошлом веке психологией рекламы профессионально занимались такие известные психологи, как У. <...> Сегодня психология рекламной деятельности в маркетинге интересует как практиков, так и учёных. <...> Это связано с тем, что при оценке рекламы в настоящее время учитывается не только её экономическая эффективность, но и влияние рекламы на личность, общество и культуру, то есть эффективность социальная [4, 7, 10, 11]. <...> В государстве с плановой экономикой реклама не рассматривалась как достойный внимания учёных социальноэкономический феномен. <...> В основном о рекламе говорили как о феномене западной капиталистической экономики, который формирует у потребителей некое «буржуазное отношение <...>