ГИГИЕНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – ОСНОВА БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН (к 90-летию кафедры гигиены воспитания – гигиены детей и подростков Императорского московского университета – 1-го МГУ – 1-го МГМИ – ММА – Первого МГМУ имени И.М. Сеченова) ГБОУ ВПО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова» Минздрава России, 119991, Москва Гигиена детей и подростков как отрасль профилактической медицины и научная и учебная дисциплина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, влияние совокупности факторов среды на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические мероприятия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, оптимальный уровень функций и гармоничное развитие организма детей и подростков, имеет более чем столетнюю историю становления и развития от раздела, курса в общей гигиене до самостоятельной дисциплины, врачебной и академической специальности. <...> Основы гигиены детей и подростков были заложены в Императорском московском университете (ИМУ) в преподавании вначале диететики, а затем уже и собственно гигиены. <...> Развитие школьной гигиены тесно связано с именем Ф.Ф. Эрисмана (1842–1915), который по праву считается основоположником отечественной школьной гигиены. <...> В 1884 г. Ф.Ф. Эрисман возглавил кафедру гигиены на медицинском факультете Императорского московского университета, на которой в 1886 г. был введён приват-доцентский курс школьной гигиены. <...> Курс читался одним из ближайших сотрудников Ф.Ф. Эрисмана – Варнавой Ефимовичем Игнатьевым (1860–1927). <...> В.Е. Игнатьев в дальнейшем продолжил развитие школьной гигиены. <...> Его работы посвящены вопросам физического развития и воспитания детей, санитарного благоустройства народных, лесных школ и детских колоний. <...> Институт имел несколько лабораторий (для врачей, студентов, ассистентов), комнату для исследования газообмена, открытую террасу на крыше здания, предназначенную <...>