161–170 СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УДК 62-523.8: 004.896 Принцип построения архитектуры нейроэмулятора угловой скорости электропривода по схеме ТРН–АД* Л.Е. КОЗЛОВА 634050, РФ, г. Томск, пр. <...> Е-mail: kozlovale@tpu.ru В настоящее время одной из распространенных систем управления динамикой асинхронного электропривода являются системы мягкого пуска, основное предназначение которых – плавный пуск и останов. <...> Для обеспечения необходимого качества управления динамикой асинхронного электропривода по схеме ТРН–АД производственных механизмов с произвольным характером изменения момента нагрузки следует применять систему, замкнутую по сигналу обратной связи угловой скорости ротора. <...> Использование датчиков скорости зачастую нецелесообразно с точки зрения удобства эксплуатации электропривода в технологическом процессе. <...> Более удобным способом формирования сигнала обратной связи является нейросетевой наблюдатель скорости, важной особенностью которого является нечувствительность к изменению внутренних параметров электропривода; данный наблюдатель обладает высокими обобщающими свойствами, не требует знания параметров асинхронного электродвигателя и относительно прост в реализации. <...> Целью исследования в статье является выбор наилучшей архитектуры нейроэмулятора угловой скорости электропривода по схеме ТРН–АД. <...> При выборе архитектуры нейроэмулятора следует определиться с функцией активации в скрытом слое и методом обучения. <...> Активационная функция определяет выходное значение нейрона сети, а алгоритм обучения – нахождение корреляционных связей между входными и выходными сигналами. <...> В статье проводились исследование и выбор среди таких наилучших алгоритмов обучения, как алгоритм градиентного спуска с возмущением, алгоритм обучения Левенберга– Марквардта, алгоритм обучения М.Ф. Моллера. <...> Для сознания нейроэмулятора угловой скорости электропривода по схеме ТРН–АД были рассмотрены такие <...>