Литературная энциклопедия: В 11 т. <...> Служил при дворе; при Павле I был
обер-прокурором сената. при Александре I - министром юстиции. <...> Лит-ая деятельность Д. не имеет особого значения, хотя в свое время он пользовался большой
популярностью. <...> Помимо лирических стихотворений и обычных для того времени придворных од и
посланий ("Глас патриота на взятие Варшавы", "Стихи на высокомонаршую милость", "Песнь на день
коронования" и т. п.), Д. написал четыре книги басен (68 басен), которыми первоначально и обратил на
себя внимание. <...> В них он является одним из последних представителей той дидактической струи в
русской дворянской литературе, которая определилась еще при Сумарокове. <...> Кроме того он один из
первых пытался привить лит-ре элементы народной поэзии и написал ряд песен в "народном духе", из
которых одна была очень популярна ("Стонет сизый голубочек, стонет он и день и ночь; миленький его
дружочек отлетел надолго прочь" и т. д.) <...> . Наконец Д. был известен и как сатирик и юморист,
чрезвычайно поверхностный. <...> Помимо эпиграмм особенно ценилась его сатира "Чужой толк",
направленная против тогдашних напыщенных одописцев, цель которых: "...награда перстеньком,
нередко сто рублей, иль дружество с князьком" [что впрочем не мешало Д. самому писать такие же оды,
как напр. написанные в один год с сатирой "Чужой толк" (1794) - "Стихи на победу графа СувороваРымникского, одержанную над польскими войсками, когда он в три дня перешел семьсот верст"], и
сказка "Модная жена" (о "моднице", обманывающей мужа). <...> Поэзия Д. питается психологическими
переживаниями среднепоместного дворянства (мотивы созерцательности и меланхолии, отчужденности
от света и тяги к патриархальному укладу). <...> Итак, еще имел я в жизни утешенье внимать журчанию
домашнего ручья, вкусить покойный сон под кровом, где родился, и быть в объятиях родителей
моих" ("К друзьям моим"). <...> Эта настроенность, равно как и участие Д. в реформе стиха <...>
Дмитриев_Иван_Иванович.pdf
Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
ДМИТРИЕВ Иван Иванович [1760-1837] - поэт и баснописец. Служил при дворе; при Павле I был
обер-прокурором сената. при Александре I - министром юстиции.
Лит-ая деятельность Д. не имеет особого значения, хотя в свое время он пользовался большой
популярностью. Помимо лирических стихотворений и обычных для того времени придворных од и
посланий ("Глас патриота на взятие Варшавы", "Стихи на высокомонаршую милость", "Песнь на день
коронования" и т. п.), Д. написал четыре книги басен (68 басен), которыми первоначально и обратил на
себя внимание. В них он является одним из последних представителей той дидактической струи в
русской дворянской литературе, которая определилась еще при Сумарокове. Кроме того он один из
первых пытался привить лит-ре элементы народной поэзии и написал ряд песен в "народном духе", из
которых одна была очень популярна ("Стонет сизый голубочек, стонет он и день и ночь; миленький его
дружочек отлетел надолго прочь" и т. д.). Наконец Д. был известен и как сатирик и юморист,
чрезвычайно поверхностный. Помимо эпиграмм особенно ценилась его сатира "Чужой толк",
направленная против тогдашних напыщенных одописцев, цель которых: "...награда перстеньком,
нередко сто рублей, иль дружество с князьком" [что впрочем не мешало Д. самому писать такие же оды,
как напр. написанные в один год с сатирой "Чужой толк" (1794) - "Стихи на победу графа СувороваРымникского,
одержанную над польскими войсками, когда он в три дня перешел семьсот верст"], и
сказка "Модная жена" (о "моднице", обманывающей мужа). Поэзия Д. питается психологическими
переживаниями среднепоместного дворянства (мотивы созерцательности и меланхолии, отчужденности
от света и тяги к патриархальному укладу). "Итак, еще имел я в жизни утешенье внимать журчанию
домашнего ручья, вкусить покойный сон под кровом, где родился, и быть в объятиях родителей
моих" ("К друзьям моим"). Эта настроенность, равно как и участие Д. в реформе стиха и литературного
яз., сближает Д. с вождем поместного сентиментализма, Карамзиным (см.). Однако интимная лирика
часто заглушается в творчестве Д. перепевами придворной оды ("Освобождение Москвы") и
аристократической поэзии ("Видел славный я дворец"). Смешение стилей объясняется неспособностью
Д. противостоять этим чуждым лит-ым традициям. Гораздо более уверенно прошел по этому пути
десятилетием позднее Жуковский (см.).
Библиография: I. Лучшее издание: Сочин. Ив. Ив. Дмитриева, 2 тт., ред. и примеч. А. А.
Флоридова, СПБ., 1893 (приложение к журналу "Север" за 1893). Кроме этого изд., сочин. и переводы Д.
выдержали раньше 6 изданий. Позднее были опубликованы письма Д. к Вяземскому (СПБ., 1898) и
другие ("Русская старина", 1903, XII).
II. Пыпин А. Н., История русской литературы, т. IV, СПБ., 1899; изд. 4-е, СПБ., 1913.
III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ., 1902.
Л. Т.
Стр.1