Благой Д. Дельвиг // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
Т. 3. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 190-193.
http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-1901.htm
ДЕЛЬВИГ Антон Антонович [1798-1831] - поэт, видный лит-ый деятель Пушкинской плеяды.
Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в
царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был
связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных
и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке - помощником библиотекаря, под
началом баснописца Крылова, и т. д.).
Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение - патриотическая
ода "На взятие Парижа" - помещено в "Вестнике Европы" в 1814 году, на месяц раньше первого
стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с
1825 ежегодного альманаха "Северные цветы" ставит Д. в центр лит-ой деятельности пушкинской
группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, "друга и советника" старших ее
представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых
утонченных лит-ых салонов эпохи.
В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского "Литературную газету" -
боевой орган "лит-ой аристократии", деятелей "чистого искусства" - поэтов-дворян,
противопоставляющих себя "лавочникам" от лит-ры, журналистам-профессионалам типа Булгарина
(см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты,
обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое
обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам
современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта.
Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но
захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественногосударственной
деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные
линии его поэтического творчества, эволюция к-рого протекала в общем русле развития дворянского
стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д., отрешенная "тихая жизнь", свободная до последних дней от бурь
и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского,
ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток.
В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста
семидесяти стихотворений, из к-рых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех
поэтов плеяды наиболее последовательным представителем "чистой поэзии", чуждой каких бы то ни
было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором "чистых" поэтических форм
("Дельвиг - поэт-сибарит, к-рый нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего
напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах", -
писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве
все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества:
Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за
семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение
"Жаворонок"), с успехом применяет самые разнообразные "древние метры", пишет "вольным размером"
русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве
Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдинской осени 1830. При богатстве и
разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти
скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о "тихом",
усадебном уюте в своем скромном "наследственном селенье"; "беспечная" жизнь в "домике простом",
"замкнутом на ключ" "для знати жеманной"; "покой в безвестности"; "забвенье мирских забот" и легкие
эпикурейские забавы в "веселом кружке вакхических друзей"; "умеренное желанье" - "проспать весь век"
с тем, чтобы от милых и ленивых "просонок" жизни "беззаботно" перейти к "сновиденьям" непугающей
смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими "милыми тенями", льющими в бокалы "тень Аи" - таковы
основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той
поры, - по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с
сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых
произведений Пушкина. В творчестве Д. "новейшее уныние", свойственное в той или иной степени всем
поэтам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об "увянувшей юности", "исчезнувшем мае",
"конченном пире", "пролетевших временах", "златых днях екатеринина века", грусти, находящей такое
же легкое разрешение за чашей, "венчанной минутными розами", или на груди у "Лидии младой".
Характерно-излюбленный образ поэзии Д. - "улыбающийся" старец среди "милых юношей и дев", в
Стр.1