Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637390)
Контекстум
Электро-2024

Дельвиг

0   0
Первый авторБлагой
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID3896
АннотацияОб авторе (Дельвиг Антон Антонович).
Кому рекомендованоОб авторе
Благой, Д. Дельвиг : Статья / Д. Благой .— : [Б.и.], 1930 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3896 (дата обращения: 02.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-1901.htm ДЕЛЬВИГ Антон Антонович [1798-1831] - поэт, видный лит-ый деятель Пушкинской плеяды. <...> Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. <...> Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. <...> . Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение - патриотическая ода "На взятие Парижа" - помещено в "Вестнике Европы" в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. <...> Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. <...> Издание с 1825 ежегодного альманаха "Северные цветы" ставит Д. в центр лит-ой деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, "друга и советника" старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных лит-ых салонов эпохи. <...> . По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. <...> Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественногосударственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция к-рого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. <...> Личное бытие самого Д., отрешенная "тихая жизнь", свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток. <...> В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из к-рых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем "чистой поэзии <...>
Дельвиг.pdf
Благой Д. Дельвиг // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 3. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 190-193. http://www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-1901.htm ДЕЛЬВИГ Антон Антонович [1798-1831] - поэт, видный лит-ый деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке - помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.). Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение - патриотическая ода "На взятие Парижа" - помещено в "Вестнике Европы" в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха "Северные цветы" ставит Д. в центр лит-ой деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, "друга и советника" старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных лит-ых салонов эпохи. В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского "Литературную газету" - боевой орган "лит-ой аристократии", деятелей "чистого искусства" - поэтов-дворян, противопоставляющих себя "лавочникам" от лит-ры, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта. Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественногосударственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция к-рого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д., отрешенная "тихая жизнь", свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток. В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из к-рых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем "чистой поэзии", чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором "чистых" поэтических форм ("Дельвиг - поэт-сибарит, к-рый нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах", - писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение "Жаворонок"), с успехом применяет самые разнообразные "древние метры", пишет "вольным размером" русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдинской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о "тихом", усадебном уюте в своем скромном "наследственном селенье"; "беспечная" жизнь в "домике простом", "замкнутом на ключ" "для знати жеманной"; "покой в безвестности"; "забвенье мирских забот" и легкие эпикурейские забавы в "веселом кружке вакхических друзей"; "умеренное желанье" - "проспать весь век" с тем, чтобы от милых и ленивых "просонок" жизни "беззаботно" перейти к "сновиденьям" непугающей смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими "милыми тенями", льющими в бокалы "тень Аи" - таковы основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, - по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Д. "новейшее уныние", свойственное в той или иной степени всем поэтам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об "увянувшей юности", "исчезнувшем мае", "конченном пире", "пролетевших временах", "златых днях екатеринина века", грусти, находящей такое же легкое разрешение за чашей, "венчанной минутными розами", или на груди у "Лидии младой". Характерно-излюбленный образ поэзии Д. - "улыбающийся" старец среди "милых юношей и дев", в
Стр.1