ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Евдокимова А. А., 2016 ОСМОГЛАСНИК КОРНЕЛИЯ СТАНКОВИЧА: ГАРМОНИЗАЦИЯ СЕРБСКОЙ МОНОДИИ В статье рассмотрены особенности гармонизации К. <...> Названы способы гармонического варьирования, выявлено необычное использование кадансов. <...> Отмечено, что логика сквозного гармонического развития и резюмирование тонального плана в завершающем песнопении приближают стихиры шестого гласа к классическому циклу. <...> Ключевые слова: Корнелий Станкович, Осмогласник, сербское церковное пение, гармония, каденция Сербия, начиная с XIV века, почти 500 лет находилась под османским владычеством. <...> Спасаясь от геноцида, многие православные сербы переселились на территорию Австро-Венгрии, объединившись в Карловацкую митрополию. <...> В Карловацкой митрополии сформировался сербский карловацкий распев, долго имевший устную форму бытования. <...> Церковные напевы фиксировались особыми невмами — «трилами» — которые приблизительно указывали направление движения мелодий, напоминая их певчим, уже знавшим их наизусть. <...> В середине XIX века карловацкий епископ Е. <...> Идеи нотной записи церковного пения, созданного сербским народом, оказались близки талантливому композитору Корнелию Станковичу (1831–1865), который учился в Вене у Симона Сехтера, осваивая классическую гармонию и композиторскую технику. <...> Мысль о необходимости записи и сохранения сербского церковного пения 3 поддерживал в молодом композиторе священник Русской православной церкви в Вене М. Раевский <...> И если я этим делом принес пользу своему народу, то могу только благодарить г. Михаила Раевского, русского протоиерея в Вене, идеи которого глубоко проникли в мою деятельность,» — писал об этом Станкович [4, с. <...> Он первым осуществил нотную запись годового круга церковных песнопений. <...> Позднее им были гармонизованы для четырехголосного хора три книги карловацкого распева «Православное церковное пение сербского народа», изданные в Вене в 1862–1864 годах. <...> Петрович <...>