Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Основы стиховедения (110,00 руб.)

0   0
АвторыБобрицких Людмила Яковлевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц30
ID385456
АннотацияЦель настоящего издания – помочь студенту-филологу верно усвоить специфику стихотворной речи, ее основное отличие от речи нестихотворной, овладеть стиховедческими понятиями в их системной взаимосвязи, способствовать развитию определенных навыков целостного анализа поэтическихтекстов. Данное пособие охватывает все основные разделы курса, включает в себя как вопросы для самостоятельного изучения, так и поэтические тексты для анализа в аудитории.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 6-го курса очно-заочной формы обучения филологического факультета. Для специальности 031001 – Филология
Основы стиховедения / Л.Я. Бобрицких .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 30 с. — 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/385456 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель Л. Я. <...> Для специальности 031001 – Филология От составителя Цель настоящего издания – помочь студенту-филологу верно усвоить специфику стихотворной речи, ее основное отличие от речи нестихотворной, овладеть стиховедческими понятиями в их системной взаимосвязи, способствовать развитию определенных навыков целостного анализа по- этических текстов. <...> Данное пособие охватывает все основные разделы курса, включает в себя как вопросы для самостоятельного изучения, так и поэтические тексты для анализа в аудитории. <...> СТИХ И ПРОЗА В структурном отношении поэтическая речь членится на две состав- ляющие оппозиционную пару разновидности: стих и прозу. <...> Изучением первой занимается имеющая давние традиции отрасль литературоведческой науки – стиховедение, изучением второй – прозоведение. <...> Стиховедение состоит из четырех основных разделов: метрики, ритмики, строфики и фоники (включающей рифму и звуковую организацию стиха). <...> Метрика – учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения. <...> Ритмика – учение о ритме отдельной строки или о ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значи- мых повторов словесно-звукового материала (звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.) <...> Фоника – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму. <...> Стихотворная речь есть речь, сегментированная на соизмеримые стиховые ряды; речь, сгущенная, выделенная и подчеркнутая как в целом, так и во всех составляющих это целое элементах. <...> В каком смысле мы употребляем понятие <...>
Основы_стиховедения_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Основы_стиховедения_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составитель Л. Я. Бобрицких Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
От составителя Цель настоящего издания – помочь студенту-филологу верно усвоить специфику стихотворной речи, ее основное отличие от речи нестихотворной, овладеть стиховедческими понятиями в их системной взаимосвязи, способствовать развитию определенных навыков целостного анализа по- этических текстов. Данное пособие охватывает все основные разделы курса, включает в себя как вопросы для самостоятельного изучения, так и поэтические тексты для анализа в аудитории. Желающим изучить предлагаемый материал более подробно поможет список источников, представленный в разделе «Литература». СТИХ И ПРОЗА В структурном отношении поэтическая речь членится на две состав- ляющие оппозиционную пару разновидности: стих и прозу. Изучением первой занимается имеющая давние традиции отрасль литературоведческой науки – стиховедение, изучением второй – прозоведение. Стиховедение состоит из четырех основных разделов: метрики, ритмики, строфики и фоники (включающей рифму и звуковую организацию стиха). 1. Метрика – учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения. Таким образом, предмет изучения метрики составляют метр как таковой, его частные подразделения – размеры и системы стихосложения. 2. Ритмика – учение о ритме отдельной строки или о ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значи- мых повторов словесно-звукового материала (звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.). 3. Строфика – учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте. 4. Фоника – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму. Стихотворная речь есть речь, сегментированная на соизмеримые стиховые ряды; речь, сгущенная, выделенная и подчеркнутая как в целом, так и во всех составляющих это целое элементах. Вопросы для самостоятельного изучения 1. На каком основании Пушкин приравнял Ленского и Онегина к стихам и прозе? Как продолжил эту образную параллель Лермонтов? 3
Стр.3
Где бы навек поселиться и жить, искали хариты; Место такое нашлось: Аристофана душа. (пер. О. Румера) Античная поэзия сохраняла верность метрической системе стихосложения до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не утратили долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской церкви культурная экспансия античного стихотворства распространялась на все страны Европы. Традиции латинской версификации были усво ены странами католического вероисповедания, традиции, сложившиеся в поэзии Византии, были подхвачены южными и восточными славянами – сторонниками православия. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Какую особенность античной поэзии иллюстрирует стихотворение О. Мандельштама «Silentium»? Она еще не родилась, Она и музыка, и слово, А потому всего живого Ненарушаемая связь. Спокойно дышат моря груди, Но, как безумный, светел день И пены бледная сирень В черно-лазоревом сосуде. Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! 2. Какая метафора скрывается за термином «стопа»? 3. Воспроизведите и объясните метрическую схему гекзаметра. Приведите примеры переводных и оригинальных русских гекзаметров. 4. Что такое элегический дистих в метрическом смысле? 5. Что такое логаэды (метрические и строфические)? Культивировались ли их имитации средствами силлабо-тоники в русской поэзии? СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ Силлабический стих (от греч. sillaba – слог) – стих с урегулированным количеством слогов. Качественная сторона составляющих его элемен- тов, обеспечивая лишь ритмическое разнообразие стиховых рядов, отступа ет на второй план. Метрический стержень системы – количественное соот ношение слоговых масс: либо тождество, либо закономерное чередование. Силлабическая система стихосложения удобна для языков с фиксированным (на 6
Стр.6
постоянном месте в слове) ударением: тюрских, французского, польского и др., в которых при отсутствии редукции и наличии выровненности в звучании ударных и безударных слогов реальную ощутимость приобретает слоговой состав стихотворной строки. Метрический репертуар чисто силлабического стиха с равным количеством слогов в стиховых рядах, вопреки общепринятому мнению, был необычайно богат и разнообразен: от 4-сложных, сверхкоротких, до 16- сложных, сверхдлинных: 4-сложные: Чисты нравы Суть приятны Царю славы Благодатны... (А. Д. Кантемир) 8-сложные: 16-сложные: Песни новы составляйте, Господеви воспевайте! (Симеон Полоцкий) Витаем тя, православный царю, праведное солнце, Здавна бо век прагнули тебе наши души и сердце. (Симеон Полоцкий) Как видно из примеров, чем короче силлабический стих, тем ритмичнее его звучание, и наоборот. Если короткие – до 8 слогов – русские силлабические вирши специализировались в основном на жанрах демократических, легких, тяготеющих к сугубо светской тематике, шутливой, непринужденной простонародно сти, то жанры противоположной направленности обслуживались длинными в 11 и 13 слогов, самыми престижными силлабическими размерами XVIII в. Силлабическая система стихосложения сыграла исключительно важную роль в истории отечественной поэзии: она надежно отделила стихотворную речь от нестихотворной и благодаря стремительной тонизации подготовила русский стих к неизбежной трансформации в силлабо-тонику. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Почему к силлабическому стиху тяготеют языки с фиксированным ударением? 2. Какую гипотезу выдвинул Б. В. Томашевский, объясняя приверженность русского стиха силлабике? 3. В чем своеобразие эволюции русского силлабического стиха? 7
Стр.7
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ Классический русский стих – силлабо-тонический. Это, безусловно, самая урегулированная система стихосложения европейского ареала, в ко- торой первичным ритмом оказывается метр. Внутренняя структура силлаботонического стиха зиждется на его основных метрических определите- лях: 1) последовательности сильных слогов – иктов; 2) междуиктовых интервалах; 3) анакрузе. Из них первый определяет размер («стопность»); второй – один из двух видов силлабо-тоники: двусложники (стих альтернирующего ритма) и трехсложники; наконец, третий – метрический профиль стиха внутри каждого вида: хорей или ямб в двусложниках, дактиль, амфибрахий или анапест – в трехсложниках. Сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы) в силлабо-тоническом стихе заполняются слогами, имеющими различный статус по линии ударности/безударности: 1) обязательно ударные, 2) обязательно безударные и 3) произвольные; при этом абсолютно обязательные ударные и безударные слоги являются константами, а относительно обязательные – доминантами. Двусложные и трехсложные метры разноприродны: если первые основаны на урегулировании преимущественно безударных слогов, то вторые – ударных. Бу ря мгло ю не бо кро ет… РАЗ два РАЗ два РАЗ два РАЗ два... + – + – Двусложные метры + – + – Мой дя дя са мых чест ных пра вил... Раз ДВА раз ДВА раз ДВА раз ДВА раз – + – + – + – + – Общая формула двусложников: (0/1) + 1 + 1 + 1 … + (0/n) (0/1) – анакруза (от греч. anakrousis – отталкивание, предварение) – ритмический зачин, измеряемый количеством слабых слогов до первого сильного (икта); нулевая анакруза «дает» хорей, 1-сложная – ямб; + – последний икт, ударная константа; + – сильные слоги (икты); в двусложниках – произвольные доминанты, чаще – ударные (+); 1 – односложный междуиктовый интервал; в двусложниках замещается обязательно безударными слогами, исключение – редкость; 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.