МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ОСНОВЫ СТИХОВЕДЕНИЯ
Учебно-методическое пособие для вузов
Составитель
Л. Я. Бобрицких
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
Стр.1
От составителя
Цель настоящего издания – помочь студенту-филологу верно усвоить
специфику стихотворной речи, ее основное отличие от речи нестихотворной,
овладеть стиховедческими понятиями в их системной взаимосвязи, способствовать
развитию определенных навыков целостного анализа по- этических
текстов.
Данное пособие охватывает все основные разделы курса, включает в
себя как вопросы для самостоятельного изучения, так и поэтические тексты
для анализа в аудитории.
Желающим изучить предлагаемый материал более подробно поможет
список источников, представленный в разделе «Литература».
СТИХ И ПРОЗА
В структурном отношении поэтическая речь членится на две состав- ляющие
оппозиционную пару разновидности: стих и прозу. Изучением первой
занимается имеющая давние традиции отрасль литературоведческой науки –
стиховедение, изучением второй – прозоведение.
Стиховедение состоит из четырех основных разделов: метрики, ритмики,
строфики и фоники (включающей рифму и звуковую организацию
стиха).
1. Метрика – учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление
о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы
стихосложения. Таким образом, предмет изучения метрики составляют
метр как таковой, его частные подразделения – размеры и системы стихосложения.
2.
Ритмика – учение о ритме отдельной строки или о ритмической системе
в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значи- мых
повторов словесно-звукового материала (звуков, слогов, слов, словоразделов,
синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.).
3. Строфика – учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк,
закономерно повторяющихся в тексте.
4. Фоника – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного
текста, включающей в себя и рифму.
Стихотворная речь есть речь, сегментированная на соизмеримые стиховые
ряды; речь, сгущенная, выделенная и подчеркнутая как в целом, так и
во всех составляющих это целое элементах.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. На каком основании Пушкин приравнял Ленского и Онегина к стихам
и прозе? Как продолжил эту образную параллель Лермонтов?
3
Стр.3
Где бы навек поселиться и жить, искали хариты;
Место такое нашлось: Аристофана душа.
(пер. О. Румера)
Античная поэзия сохраняла верность метрической системе стихосложения
до тех пор, пока древнегреческий язык, а затем и латынь не утратили
долготу/краткость. К этому времени центр культурной жизни переместился
из Эллады сначала в Рим, а затем в Византию. Через посредничество христианской
церкви культурная экспансия античного стихотворства распространялась
на все страны Европы. Традиции латинской версификации были
усво ены странами католического вероисповедания, традиции, сложившиеся
в поэзии Византии, были подхвачены южными и восточными славянами –
сторонниками православия.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Какую особенность античной поэзии иллюстрирует стихотворение
О. Мандельштама «Silentium»?
Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово,
А потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
2. Какая метафора скрывается за термином «стопа»?
3. Воспроизведите и объясните метрическую схему гекзаметра. Приведите
примеры переводных и оригинальных русских гекзаметров.
4. Что такое элегический дистих в метрическом смысле?
5. Что такое логаэды (метрические и строфические)? Культивировались
ли их имитации средствами силлабо-тоники в русской поэзии?
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Силлабический стих (от греч. sillaba – слог) – стих с урегулированным
количеством слогов. Качественная сторона составляющих его элемен- тов,
обеспечивая лишь ритмическое разнообразие стиховых рядов, отступа ет на
второй план. Метрический стержень системы – количественное соот ношение
слоговых масс: либо тождество, либо закономерное чередование. Силлабическая
система стихосложения удобна для языков с фиксированным (на
6
Стр.6
постоянном месте в слове) ударением: тюрских, французского, польского и
др., в которых при отсутствии редукции и наличии выровненности в звучании
ударных и безударных слогов реальную ощутимость приобретает слоговой
состав стихотворной строки.
Метрический репертуар чисто силлабического стиха с равным количеством
слогов в стиховых рядах, вопреки общепринятому мнению, был необычайно
богат и разнообразен: от 4-сложных, сверхкоротких, до 16- сложных,
сверхдлинных:
4-сложные:
Чисты нравы
Суть приятны
Царю славы
Благодатны...
(А. Д. Кантемир)
8-сложные:
16-сложные:
Песни новы составляйте,
Господеви воспевайте!
(Симеон Полоцкий)
Витаем тя, православный царю, праведное солнце,
Здавна бо век прагнули тебе наши души и сердце.
(Симеон Полоцкий)
Как видно из примеров, чем короче силлабический стих, тем ритмичнее
его звучание, и наоборот.
Если короткие – до 8 слогов – русские силлабические вирши специализировались
в основном на жанрах демократических, легких, тяготеющих
к сугубо светской тематике, шутливой, непринужденной простонародно сти,
то жанры противоположной направленности обслуживались длинными в
11 и 13 слогов, самыми престижными силлабическими размерами XVIII в.
Силлабическая система стихосложения сыграла исключительно важную
роль в истории отечественной поэзии: она надежно отделила стихотворную
речь от нестихотворной и благодаря стремительной тонизации подготовила
русский стих к неизбежной трансформации в силлабо-тонику.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Почему к силлабическому стиху тяготеют языки с фиксированным
ударением?
2. Какую гипотезу выдвинул Б. В. Томашевский, объясняя приверженность
русского стиха силлабике?
3. В чем своеобразие эволюции русского силлабического стиха?
7
Стр.7
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Классический русский стих – силлабо-тонический. Это, безусловно, самая
урегулированная система стихосложения европейского ареала, в ко- торой
первичным ритмом оказывается метр. Внутренняя структура силлаботонического
стиха зиждется на его основных метрических определите- лях:
1) последовательности сильных слогов – иктов;
2) междуиктовых интервалах;
3) анакрузе.
Из них первый определяет размер («стопность»); второй – один из двух
видов силлабо-тоники: двусложники (стих альтернирующего ритма) и трехсложники;
наконец, третий – метрический профиль стиха внутри каждого
вида: хорей или ямб в двусложниках, дактиль, амфибрахий или анапест – в
трехсложниках.
Сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы) в силлабо-тоническом
стихе заполняются слогами, имеющими различный статус по
линии ударности/безударности: 1) обязательно ударные, 2) обязательно безударные
и 3) произвольные; при этом абсолютно обязательные ударные и
безударные слоги являются константами, а относительно обязательные –
доминантами. Двусложные и трехсложные метры разноприродны: если первые
основаны на урегулировании преимущественно безударных слогов, то
вторые – ударных.
Бу ря мгло ю не бо кро ет…
РАЗ два РАЗ два РАЗ два РАЗ два...
+ –
+ –
Двусложные метры
+ –
+ –
Мой дя дя са мых чест ных пра вил...
Раз ДВА раз ДВА раз ДВА раз ДВА раз
– + – + – + – + –
Общая формула двусложников:
(0/1) + 1 + 1 + 1 … + (0/n)
(0/1) – анакруза (от греч. anakrousis – отталкивание, предварение) – ритмический
зачин, измеряемый количеством слабых слогов до первого сильного
(икта); нулевая анакруза «дает» хорей, 1-сложная – ямб;
+ – последний икт, ударная константа;
+ – сильные слоги (икты); в двусложниках – произвольные доминанты,
чаще – ударные (+);
1 – односложный междуиктовый интервал; в двусложниках замещается
обязательно безударными слогами, исключение – редкость;
8
Стр.8