Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Психогенетика (110,00 руб.)

0   0
АвторыГончарова Юлия Адольфовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц47
ID385407
АннотацияУчебно-методическое пособие для вузов подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для бакалавров 3-го курса по профилю подготовки «Психология образования» факультета философии и психологии. Для направления: 050400.62 – Психолого-педагогическое образование
Психогенетика / Ю.А. Гончарова .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 47 с. — 47 с. — URL: https://rucont.ru/efd/385407 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОГЕНЕТИКА Учебно-методическое пособие для вузов Составитель Ю. А. <...> Психогенетика (генетика поведения человека) как научная дисциплина . <...> Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных функций . <...> 45 3 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Психогенетика» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование (бакалавриат) и входит в вариативную часть этого цикла. <...> Основными задачами учебной дисциплины являются: 1) приобретение студентами навыков осмотра больных и их родственников с целью выявления врожденной и наследственной патологии; 2) понимание природы наследственных заболеваний человека, их этиологии, патогенеза; 3) овладение генеалогическим методом, правильный сбор генеалогического анамнеза, составление родословных и формирование предварительного заключения о типе наследования патологии в конкретной семье; 4) обучение подходам и методам выявления индивидов с повышенным риском развития широко распространенных заболеваний неинфекционной этиологии (мультифакториальных заболеваний); 5) понимание целей, знание этапов проведения, методов и возможностей медико-генетического консультирования; 6) ознакомление с нравственными и правовыми нормами оказания психолого-педагогической помощи людям с генетическими заболеваниями. <...> ПСИХОГЕНЕТИКА (ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА) КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Задачи психогенетики. <...> Одним из направлений исследований в этой области является изучение роли наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности различных психологических и психофизиологических характеристик <...>
Психогенетика_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Психогенетика_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОГЕНЕТИКА Учебно-методическое пособие для вузов Составитель Ю. А. Гончарова Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение ........................................................................................................... 4 Тема I. Психогенетика (генетика поведения человека) как научная дисциплина .......................................................................................................... 5 Тема II. История психогенетики. Основные периоды развития генетики поведения ............................................................................................. 6 Тема III. Методы психогенетики ................................................................... 9 Тема IV. Психогенетические исследования интеллекта и других когнитивных функций ...................................................................................... 12 Тема V. Психогенетические исследования темперамента ........................ 19 Тема VI. Психогенетические исследования личности .............................. 22 Тема VII. Психогенетика индивидуального развития ............................... 26 Тема VIII. Девиантные и делинквентные формы поведения и генетика ...... 33 Тема IX. Генотип и среда в психическом дизонтогенезе ......................... 39 Библиографический список ........................................................................ 45 3
Стр.3
• роль наследственности и среды в развитии; • изучение факторов среды в формировании поведения человека и др. Тема II. ИСТОРИЯ ПСИХОГЕНЕТИКИ. ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ ПОВЕДЕНИЯ Большинство направлений в науке возникает в связи с запросом общества или рождается в результате практической деятельности человека. Если говорить о генетике в целом, то совершенно очевидно, что практическая генетика уходит корнями в глубокую древность. Древние ученые были стихийными генетиками, скорее селекционерами, поскольку разведением сельскохозяйственных животных и растений человек начал заниматься с незапамятных времен. Конечно, не только продуктивные качества животных, но и их поведение привлекали внимание, ведь нрав животного играет не последнюю роль в общении с ним человека. Однако одним из истоков психогенетики, так же, как и генетики, является теория эволюции, разработанная Ч. Дарвином в XIX в., согласно которой в основе механизма эволюции лежат три фундаментальных фактора – изменчивость, наследственность и естественный отбор. Появление эволюционной теории дало толчок исследованиям феномена наследственности. Историю развития генетики поведения человека условно можно разделить на четыре основных периода. 1. Зарождение генетики поведения (1865–1900). Ф. Гальтон в 1865 г. обосновал идею наследственности и возможности улучшения человеческой природы путем размножения одаренных людей (эти идеи были положены в основу евгеники) и определил основные подходы и понятия генетики поведения: – необходимость создания методологического арсенала психогенетики; – разработка основной вариационной статистики; – использование близнецов, для выявления рода наследственности; – разработка методов измерения психологических функций человека, служащих для оценки индивидуальных различий между людьми. 2. Становление генетики поведения как самостоятельной научной дисциплины (1900–1924). Повторное открытие законов Г. Менделя состоялось в 1900 г., благодаря публикациям К. Корренса, Г. Де Фриза, Э. Чермака. Это событие обусловило многочисленные экспериментальные исследования и дальнейшую разработку теории наследственности. 3. Этап накопления эмпирического материала. В 20-е гг. прошлого века Г. Сименс разработал метод идентификации монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов – полисимптомный диагноз сходства. Было по6
Стр.6
казано, что надежная идентификация зиготности близнецов возможна только на основе сопоставления большого числа физических признаков (цвет глаз, цвет волос, форма носа, губ, ушей, группа крови и т.д.). Этой публикацией он заложил основы научного применения близнецового метода в генетике человека. Появление метода полисимптомного сходства и развитие методов измерения в экспериментальной психологии стимулировали близнецовые исследования в генетике поведения. К этому периоду относятся первые исследования приемных детей. Суть метода состоит в сопоставлении детей, разлученных при рождении со своими биологическими родственниками и воспитывающихся в семьях приемных родителей, с детьми, которых воспитывают биологические родители (исследования К. Гордон). Частным вариантом метода приемных детей можно считать метод разлученных близнецов. Первой работой, в которой использовался этот метод, было исследование Х. Ньюмана, Ф. Фримана и К. Холзингера, выполненное в 1937 г. Метод разлученных близнецов позволяет осуществить в эксперименте практически идеальное разделение генетических и средовых источников вариативности и постоянно используется в генетике поведения. Таким образом, с 20-х по 60-е гг. ХХ в. были разработаны основные методы генетики поведения и получен обширный экспериментальный материал, касающийся самых разных особенностей человека – от морфологии до сложных и комплексных психологических характеристик. 4. Современный этап развития психогенетики. Во второй половине ХХ в. количество исследователей, изучающих проблемы наследования психологических характеристик, значительно увеличивается. В 1960 г. ХХ в. создается научное общество «Ассоциация генетики поведения» (Behavior Genetics Association) с собственным журналом «Генетика поведения» (Behavior Genetics). Именно 1960 г. можно считать официальной датой признания генетики поведения самостоятельной областью науки. Основная часть усилий в генетике поведения в 60–70-е гг. была направлена на исследование роли генотипа и среды в формировании индивидуальных различий в когнитивной и личностной сферах. В начале 80-х гг. интерес исследователей привлекают возможности методов генетики поведения для изучения среды. Подобные исследования показали важную роль средовых влияний в формировании индивидуальных различий. Именно генетика поведения сыграла основную роль в установлении того факта, что действие средовых факторов на психическое развитие не одинаково для членов одной семьи. Оказалось, что изменчивость психологических характеристик в значительной степени обусловлена условиями жизни (разные друзья, увлечения, индивидуальный жизненный опыт), которые различаются у детей одной семьи. Разница в опыте приводит и к различиям в поведении. 7
Стр.7
В эти же г. большое внимание исследователей в генетике поведения привлекает проблема развития. Работы, посвященные исследованию влияния генетических и средовых факторов на формирование индивидуальных особенностей психологических и психофизиологических характеристик в ходе развития, до сих пор занимают центральное место в генетике поведения. В 1922 г. в Москве Н. К. Кольцовым был основан «Русский евгенический журнал», который консолидировал достаточно разнообразное евгеническое движение. Для организации евгенических исследований был создан и специальный отдел при Институте экспериментальной биологии. Евгеническое движение в СССР просуществовало недолго, поскольку цели движения расходились с официальной идеологией. К 1930 г. евгеника в СССР прекратила свое существование. А в 1929 г. в Медико-биологическом институте (в 1935 г. он был переименован в Медико-генетический институт) начались систематические исследования близнецов. В институте проводились исследования наследственной обусловленности моторных функций, различных форм памяти, уровня психического развития, внимания, особенностей интеллекта. К сожалению, события, развернувшиеся вокруг генетики (в период засилья в биологической науке Т. Д. Лысенко) в 30-е гг., не обошли и Медикогенетический институт. В 1936 г. началась открытая травля С. Г. Левита и института в целом, что привело к его закрытию летом 1937 г. Возобновление отечественных психогенетических исследований связано с изучением природы межиндивидуальных различий свойств нервной системы. Эти исследования были начаты сотрудниками НИИ общей и педагогической психологии в лаборатории Б. М. Теплова и его ученика В. Д. Небылицына. Теоретической базой начавшихся исследований служила концепция свойств нервной системы (СНС), разработанная ими, а с 1972 г. их продолжили (под руководством И. В. Равич-Щербо) уже в специальной лаборатории, основной задачей которой было проведение психогенетических исследований. Представления о базовом, врожденном характере СНС послужили побудительным мотивом для исследования роли наследственных факторов в формировании индивидуальных особенностей нервной системы. С начала 80-х гг. психологическая проблематика в исследованиях лаборатории начинает меняться. Основным предметом исследования становятся интеллект и когнитивные способности. В лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО в 1986 г. организовано первое в России лонгитюдное исследование близнецов, которое было задумано как попытка подойти к решению одного из основных вопросов возрастной психологии – вопроса о том, какие факторы, генетические или средовые, и в какой степени обеспечивают преемственность развития. В настоящее время лонгитюдное исследование продолжается, его цель – выяснение характера генетического контроля психологических и психофизиологических признаков человека в процессе индивидуального развития. 8
Стр.8