Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История зарубежной психологии XIX -XX вв. Научные школы и теории современной психологии (110,00 руб.)

0   0
АвторыМаушина Ольга Петровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц44
ID385406
АннотацияПрограммы подготовлены на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендованы для студентов 1 и 2 курсов очной и 1 курса очно-заочной форм обучения факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Для направления 030300 − Психология
История зарубежной психологии XIX -XX вв. Научные школы и теории современной психологии / О.П. Маушина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 44 с. — 44 с. — URL: https://rucont.ru/efd/385406 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ XIX–XX вв. <...> НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебные программы курсов и планы семинарских занятий для вузов Составитель О. П. <...> Для направления 030300 − Психология 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «История зарубежной психологии 19–20 веков» относится к общенаучному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 – Психология (магистратура) и входит в вариативную часть этого цикла. <...> Учебная дисциплина «Научные школы и теории современной психологии» относится к общенаучному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 – Психология (магистратура) и входит в базовую часть этого цикла. <...> Кроме того, при изучении данных дисциплин студенты должны владеть рядом компетенций, формируемых при обучении в магистратуре: способностью и готовностью к совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1); самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2); активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3); принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуациях (ОК-6); адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих 4 возможностей (ОК-7); модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской <...>
История_зарубежной_психологии_XIX_-XX_вв._Научные_школы_и_теории_современной_психологии_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ XIX–XX вв. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Учебные программы курсов и планы семинарских занятий для вузов Составитель О. П. Макушина Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «История зарубежной психологии 19–20 веков» относится к общенаучному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 – Психология (магистратура) и входит в вариативную часть этого цикла. Учебная дисциплина «Научные школы и теории современной психологии» относится к общенаучному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 – Психология (магистратура) и входит в базовую часть этого цикла. Обе дисциплины являются составными частями особой психологической науки – истории психологии – и посвящены рассмотрению основных научных школ и направлений в процессе развития психологической науки. Цель указанных дисциплин – формирование у студентов систематизированных научных представлений о путях становления и развития зарубежной психологической науки в 19–20 веках и в настоящее время, раскрыть содержание важнейших психологических школ и направлений. Основными задачами данных учебных дисциплин являются: 1) ознакомление студентов с основными направлениями зарубежной психологической мысли в истории их становления; 2) формирование у студентов системы знаний о развитии методологии и теории психологии; 3) выработка у студентов системного взгляда на изучаемые явления, развитие их общекультурного и профессионального мировоззрения; 4) обоснование необходимости изучения исторического опыта науки и создание установки на применение полученных в курсе знаний к анализу актуальных проблем современной психологии и к практической работе психолога в прикладных областях; 5) способствование расширению научного кругозора и повышению культуры психологического мышления и уровня подготовки к будущей профессиональной деятельности; 6) демонстрация на материале биографий ученых-психологов прошлого специфики научного труда, его этической и гражданской сторон. Приступая к изучению данных дисциплин, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей психологии, психологии развития и возрастной психологии, истории психологии, которые изучаются в бакалавриате по направлению подготовки 37.03.01 – Психология. У студентов должны быть сформированы следующие компетенции бакалавра: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, со3
Стр.3
Самостоятельная работа студентов по данным учебным дисциплинам предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских и практических занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряда творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к промежуточной аттестации. Текущая аттестация осуществляется в форме понятийного диктанта и творческих заданий. «История зарубежной психологии 19–20 веков» учебным планом – 2 ЗЕТ/ 72 часа. Вид учебной работы Аудиторные занятия в том числе: лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа Итого: Форма промежуточной аттестации № п/п Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с Трудоемкость (часы) Всего В том числе в интерак тивной форме 0 Зачет Наименование разделов и тем 9 0 По семестрам 1 сем. 36 9 36 18 0 18 18 18 0 36 0 36 72 9 72 Зачет ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Лекций Семин. 3 Немецкая психология конца XIX – начала XX века 6 Развитие функциональной психологии 7 Возникновение прикладных отраслей психологии 6 Всего ауд. Самост. раб. 1 История психологии как наука 1 0 1 2 2 Выделение психологии в самостоятельную науку. В. Вундт 4 Структурная психология 2 0 2 2 5 Предпосылки возникновения функциональной психологии 2 0 2 4 0 2 2 2 0 2 2 2 2 0 2 2 0 2 2 2
Стр.6
8 9 Методологический кризис в психологии Предпосылки возникновения психоанализа 10 Психоанализ З. Фрейда 11 Аналитическая психология К.Г. Юнга 12 Индивидуальная А. Адлера 14 Классический психология 13 Предпосылки возникновения бихевиоризма бихевиоризм Д. Уотсона. Альтернативные версии бихевиоризма 20-х гг. XX века 15 Предпосылки возникновения гештальт-психологии 16 Развитие гештальт-психологии Итого 2 0 2 2 4 1 2 0 2 0 Продолжение табл. 1 2 2 0 2 2 2 4 4 2 2 0 4 2 2 0 2 2 2 4 0 2 2 2 2 2 18 18 36 36 «Научные школы и теории современной психологии» учебным планом – 4 ЗЕТ/ 144 часа. Вид учебной работы Аудиторные занятия в том числе: лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа Итого: Форма промежуточной аттестации № п/п 1 2 3 4 5 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с Трудоемкость (часы) Всего В том числе в интерак тивной форме 0 Экзамен Наименование разделов и тем Неофрейдизм Развитие психоанализа во второй половине XX в. Трансактный анализ Э. Берна Необихевиоризм 7 9 0 По семестрам 3 сем. 36 9 36 18 0 18 0 108 0 108 144 9 144 Экзамен ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Лекций Семин. Современные тенденции развития психологии 4 Всего ауд. 4 Самост. раб. 2 0 2 8 0 8 0 4 4 8 2 2 0 0 2 2 8 8 18 18
Стр.7
6 7 8 9 Теории социального научения 2 2 2 2 0 0 0 Продолжение табл. 4 10 Предпосылки возникновения и развитие гуманистической психологии 0 4 4 8 Экзистенциальная психология Логотерапия В. Франкла 2 2 10 Предпосылки возникновения и тенденции развития когнитивной психологии 11 Когнитивная теория Д. Келли 13 Трансперсональная психология С. Грофа Итого 0 2 2 2 8 12 Диспозициональное направление: теории Г. Олпорта, Р. Кеттела, Г. Айзенка 2 2 4 10 18 2 0 2 8 18 36 «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 19–20 ВЕКОВ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА Особенности истории психологии как науки. Необходимость изучения и причины интереса психологов к истории собственной науки. Предпарадигмальная и парадигмальная стадии развития науки. Психология как наука, стоящая на предпарадигмальной стадии. Значение изучения истории психологической науки для понимания ее предмета. Место истории науки в курсе современной психологии. Предмет истории психологии. Этапы развития психологической мысли. Методы истории психологии. Исторический источник. Проблема искажения исторических данных. Динамический характер понимания истории. Основные подходы к анализу истории науки. Персоналистическая и натуралистическая концепции научной истории. Влияние «духа времени» на развитие науки. Закономерности и факторы историкопсихологического процесса. Принципы историко-психологического анализа. Задачи истории психологии как науки. Тема 2. ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ. В. ВУНДТ Жизнь и деятельность В. Вундта. Деятельность в Лейпцигском университете. Создание экспериментальной лаборатории. Деятельность лаборатории как центра научных исследований и международного центра по подготовке психологов. В. Вундт как руководитель исследовательских проектов. Издательская деятельность В. Вундта. Изучение сознательного опыта В. Вундтом. Предмет, задачи и методы психологии. Психология элементов сознания. Характеристики ощуще8 108 8 8 2 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.