Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Психология семьи (110,00 руб.)

0   0
АвторыМакушина Ольга Петровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц32
ID385381
АннотацияУчебная программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 4-го курса очной формы обучения (бакалавриат) факультета философии и психологии. Для направления 030100 – Философия
Психология семьи / О.П. Макушина .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 32 с. — 32 с. — URL: https://rucont.ru/efd/385381 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Составитель О. П. <...> Макушина Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 2 июля 2015 г., протокол № 1400-06 Рецензент доц. <...> Для направления 37.03.01 − Психология 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Психология семьи» относится к циклу «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 – Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. <...> У студентов должны быть сформированы элементы компетенций: – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии, психологии группы; умения объяснять с позиций психологических теорий и концепций психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, внутригруппового общения и взаимодействия; – способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии группы; умения объяснять с позиций психологических теорий и концепций психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, прогнозировать динамику развития групп и организаций; – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов <...>
Психология_семьи_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Психология_семьи_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов Составитель О. П. Макушина Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Психология семьи» относится к циклу «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 – Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. Цель дисциплины «Психология семьи» заключается в формировании и развитии у выпускников систематизированных знаний о закономерностях развития семьи как системы и роли семьи в формировании личности. Задачи этой дисциплины следующие: 1) усвоение студентами системы знаний об основных процессах и структурных элементах семьи; 2) формирование у студентов представлений о динамике семьи на разных этапах ее функционирования; 3) развитие у студентов знаний о проблемах семейного функционирования и представлений о специфике их практического решения; 4) выработка у студентов системного взгляда на семью как на целостное, сложное образование. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по социальной психологии, психологии группы, гендерной психологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. У студентов должны быть сформированы элементы компетенций: – способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии, психологии группы; умения объяснять с позиций психологических теорий и концепций психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, внутригруппового общения и взаимодействия; – способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии группы; умения объяснять с позиций психологических теорий и концепций психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, прогнозировать динамику развития групп и организаций; – способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии, психологии группы, гендерной психологии; умения анализировать положения психологических и психофизиологических теорий и кон3
Стр.3
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология семьи» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряда творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все самостоятельно выполняемые студентами задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету. Текущие аттестации осуществляются в форме выполнения творческих заданий. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п Наименование разделов и тем курса 1 Психология семейных отношений как научная дисциплина 2 Семья как малая социальная группа 3 Функционально-ролевая структура семьи 4 Семейное самосознание 5 Развитие брачно-семейных отношений в истории 6 Психологические особенности современной семьи 7 Психологические особенности русской семьи 8 Альтернативные и нетрадиционные формы брачно-семейных отношений 9 Психология эмоциональных отношений 10 Жизненный цикл семьи 11 Формирование супружеской пары 12 Психологические особенности молодой семьи 13 Удовлетворенность и качество брака 14 Психосексуальные отношения супругов 15 Материнство как психологический феномен 16 Родительское отношение к ребенку 17 Неправильное семейное воспитание как фактор невротизации ребенка 18 Психологические проблемы усыновления приемных детей 19 Нарушения семейных отношений 20 Психология развода 21 Влияние развода родителей на развитие ребенка 22 Психологические особенности повторного брака ИТОГО: 6 Лекции Семин. Всего ауд. 2 - 2 Самост. раб. 2 - 2 - 2 - 2 - 2 2 - 2 - - 4 4 - 2 - 2 - 2 - 2 - - 4 4 - - - - 4 2 2 4 2 2 - 2 2 2 - 2 - 4 - 4 - 2 - 2 - - 4 4 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - - 2 2 2 - 2 2 18 - 2 2 - 2 2 36 2 2 2 2 - 2 54 18
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА Предмет и особенности психологии семейных отношений как научной отрасли. Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений. Актуальность изучения психологии семейных отношений в настоящее время. Проблемы современной российской семьи. Теоретические основы психологии семейных отношений. Связь психологии семейных отношений и социальной психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии, клинической психологии. Основные подходы к изучению семьи (эволюционный, этологический, социологический, психоаналитический, системный и др.). История развития психологии семейных отношений. Специфика развития психологических исследований семьи в России. Современные направления исследования брачно-семейных отношений. Задачи психологии семейных отношений как научной дисциплины. Тема 2. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Соотношение понятий «семья» и «брак». Семья как социальноисторическая категория. Определение природы семьи мыслителями прошлого. Брак как форма общественного регулирования отношений между полами. Социально-психологические характеристики семьи как малой группы. Отличия семьи от других малых групп (закрытость, полифункциональность, длительность, тотальность, эмоциональность, устойчивость и др.). Специфика групповых феноменов в семье – сплоченность, совместимость, лидерство, нормы, власть и подчинение. Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ Социальный и психологический смысл существования семьи. Одиночество как психологическая проблема. Реализация индивидуальных потребностей в семье. Семейная жизнь как динамическое равновесие потребностей в автономии и принадлежности. Семья и развитие личности. Многообразие семейных функций, их классификации. Традиционные и современные функции семьи. Иерархия и взаимозависимость функций семьи. Возможные нарушения реализации семейных функций. Понятие роли и ролевого поведения. Семейные роли, их классификации. Конвенциональные и межличностные роли в семье. Структура внутрисемейных отношений. Отношения власти – подчинения, ответственности и эмоциональной близости. Типы главенства в семье. Проблема симбиотич7
Стр.7
ных отношений между супругами. Взаимосвязь семейных ролей и ценностей. Критерии здорового функционирования ролевой структуры семьи. Соотношение ролевых ожиданий и притязаний супругов. Факторы принятия ролей в семье. Проблемы и деформации семейного функционирования. Ролевые конфликты. Патологизирующие роли (Х. Рихтер) в дисфункциональных семьях, их виды, причины их появления и особенности функционирования. Связь патологизирующих ролей с «семейными мифами». Тема 4. СЕМЕЙНОЕ САМОСОЗНАНИЕ Внутренняя картина жизни семьи. «Образ семьи» (Т. М. Мишина). Компоненты семейного самосознания: семейная судьба, семейный сценарий, семейный календарь, семейная история, «семейное имя» и т. д. Функции семейного самосознания. Чувство «Мы». Источники формирования адекватного и неадекватного образа семьи. Проблема искаженного образа «Мы» в семье. «Семейные мифы». Защитные механизмы семьи как фактор формирования «семейных мифов». Тема 5. РАЗВИТИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ Семья и брак в истории общества. Детерминанты развития брачносемейных отношений в истории. Семейная организация в первобытном обществе. Половой промискуитет, его причины и последствия. Специфика половых отношений в условиях эндогамии. Причины перехода к экзогамным отношениям. Первые формы брака (гостевой брак, групповой брак). Матриархат как способ организации кровно-родственных и хозяйственных отношений. Причины перехода к патриархату. Особенности парного брака. Полигамия. Переход к моногамным отношениям. Закрепление патриархальной семьи. Брачные отношения в период перехода к цивилизации. Первые законы брака. Формирование «двойного стандарта» в требованиях верности жены и мужа. Брачные отношения в эпоху античности. Функции семьи. Отношение к женщине. Римские законы семейного права. Особенности спартанской семьи. Специфика семейных отношений в Средние века. Отношения между мужчиной и женщиной. Рыцарство. Представление об измене. Функции семьи. Изменение семейной организации в эпоху Возрождения и Нового времени. Развитие детско-родительских отношений в истории. Динамика стилей родительства в истории (Л. Демоз). Причины инфантицида в эпохи первобытности и античности. Взаимоотношения государств, религии и брака на разных этапах развития общества. Семья в различных культурах. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.