Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Психологические аспекты изучения личности и социальных групп в современной России: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛеус Эльвира Викторовна
АвторыСоловтёва Татьяна Алексеевна, Симонова Наталья Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц196
ID385348
АннотацияВ монографии сотрудников кафедры психологии Северного (Арктического) федерального университета обобщен и систематизирован научно-исследовательский материал изучения личности и социальных групп, обусловленный культурно-историческим контекстом, характерным для современного российского общества. Рассматриваются различные аспекты развития личности и групп в разных сферах в контексте разнонаправленной деятельности.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на социальных, педагогических и юридических психологов, специалистов по психологии труда и организационной психологии
ISBN978-5-261-00870-5
Леус, Э.В. Психологические аспекты изучения личности и социальных групп в современной России: монография / Т.А. Соловтёва, Н.Н. Симонова; Э.В. Леус .— : [Б.и.], 2014 .— 196 с. — ISBN 978-5-261-00870-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/385348 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психологическое сопровождение межведомственной междисциплинарной экспериментальной целевой программы «Соловецкие юнги» (2005–2016 годы) . <...> Развитие конативного компонента половой идентичности на разных этапах онтогенеза . <...> Психологическое сопровождение процесса ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих наказание . <...> Опыт работы психологов с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в Архангельской воспитательной колонии . <...> Организационные субкультуры: понятие, подходы к изучению и типологии . <...> Метаадаптивный подход к психологическому сопровождению вахтового труда в условиях Крайнего Севера . <...> В статьях представлен широкий круг проблем и разнообразные уровни их рассмотрения: от анализа подходов и типологий организационных субкультур до социально-психологических особенностей личностей, занимающихся восточными практикам; от особенностей 5 адаптации у педагогов до психологического сопровождения вахтового труда в условиях Крайнего Севера. <...> В связи с этим видится интересным проведение психологической экспертизы по выявлению психологических условий сопровождения целевой программы «Соловецкие юнги», представленной Л.И. Шаховой. <...> Т.Б. Булыгиной и А.Н. Киналь описан опыт оптимизации детско-родительских отношений методами «родительского кафе». <...> Признаки и виды детской одаренности, особенности обучения одаренных детей представлены М.В. Ивановой. <...> Н.Ю. Флотской рассмотрены особенности развития конативного компонента половой идентичности на разных этапах онтогенеза. <...> В полиэтничном обществе этнокультурная компетентность становится средством эффективного межэтинического взаимодействия и взаимопонимания. <...> Причины обращения к восточным практикам связаны прежде всего с профессиональным кризисом, экономической ситуацией, внутренними психологическими причинами и внешними существующими проблемами с собственным здоровьем и здоровьем своих близких. <...> В связи с этим любопытны <...>
Психологические_аспекты_изучения_личности_и_социальных_групп_в_современной_России_монография_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Психологические аспекты изучения личности и социальных групп в современной России Под общей редакцией Э.В. Леус, Т.А. Соловьевой Архангельск ИД САФУ 2014
Стр.1
УДК 159.923.2(082) ББК 88.52я43 П863 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: Э.В. Леус (предисловие, разд. 3.1), Т.А. Соловьева (введение, разд. 2.3), Н.Н. Симонова (разд. 5.2), Н.Г. Водакова (разд. 5.1), Т.Б. Булыгина (разд. 1.2), М.В. Иванова (разд. 2.1), Н.Б. Иглина (разд. 3.2), А.Н. Киналь (разд. 1.2), Я.А. Корнеева (разд. 5.2), О.Е. Кузнецова (разд. 4.3), О.Е. Ляпунова (разд. 4.2), Ю.А. Попова (разд. 4.2), И.Ф. Прохорова (разд. 4.1), Н.Ю. Флотская (разд. 2.2), Л.И. Шахова (разд. 1.1) Рецензенты: доктор психологических наук А.Н. Быстров; доктор психологических наук, профессор В.И. Стрелков Психологические аспекты изучения личности и социальП863 ных групп в современной России: монография / под общ. ред. Э.В. Леус, Т.А. Соловьевой; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 195 с. ISBN 978-5-261-00870-5 В монографии сотрудников кафедры психологии Северного (Арктического) федерального университета обобщен и систематизирован научно-исследовательский материал изучения личности и социальных групп, обусловленный культурно-историческим контекстом, характерным для современного российского общества. Рассматриваются различные аспекты развития личности и групп в разных сферах в контексте разнонаправленной деятельности. Книга рассчитана на социальных, педагогических и юридических психологов, специалистов по психологии труда и организационной психологии. УДК 159.923.2(082) ББК 88.52я43 ISBN 978-5-261-00870-5 © Леус Э.В., Соловьева Т.А., Симонова Н.Н. и др., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014
Стр.2
Оглавление Предисловие ............................................................................................. Введение ................................................................................................... Глава 1. Психология развития и образования 1.1. Психологическое сопровождение межведомственной междисциплинарной экспериментальной целевой программы «Соловецкие юнги» (2005–2016 годы) ...................................................... 1.2. Психологическое сопровождение личностного развития родителей ................................................................................................... Глава 2. Развитие личности: общее и индивидуальное 2.1. Признаки и виды детской одаренности. Особенности обучения одаренных детей ............................................................................... 2.2. Развитие конативного компонента половой идентичности на разных этапах онтогенеза ................................................................ 2.3. Этническая компетентность подростков ....................................... Глава 3. Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам, отбывающим наказание 3.1. Психологическое сопровождение процесса ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих наказание ................................ 3.2. Опыт работы психологов с несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в Архангельской воспитательной колонии .............................................................................................. Глава 4. Индивид и социум: проблемы психологического анализа 4.1. Доверие и недоверие в процессе взаимодействия продавцов и покупателей ....................................................................................... 111 4.2. Социально-психологические особенности людей, занимающихся восточными практиками ............................................................. 128 4.3. Организационные субкультуры: понятие, подходы к изучению и типологии ....................................................................................... 144 3 85 94 35 52 72 5 7 11 26
Стр.3
Глава 5. Актуальные вопросы психологии труда 5.1. Особенности нарушений социальной и психической адаптации у педагогов общеобразовательных школ и способы их коррекции ................................................................................................ 158 5.2. Метаадаптивный подход к психологическому сопровождению вахтового труда в условиях Крайнего Севера ............................... 174 Заключение ............................................................................................... 190 Библиографический список.................................................................... 191 Сведения об авторах ............................................................................... 193
Стр.4
Предисловие Кафедра психологии института психологии и педагогики Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова существует уже 15 лет. В ее рамках ведутся разноплановые научные исследования, регулярно проводятся научные конференции, научные семинары. Собранные в монографии работы преподавателей кафедры, как нам кажется, дадут возможность судить о спектре научных интересов, разнообразии исследовательских методов, о приоритетах и ценностях, которыми мы руководствовались в работе. Поставленная цель задала композицию книги и круг ее авторов, определила репрезентативный характер монографии. Книга состоит из пяти разделов. Мы не ставили своей задачей жестко квалифицировать статьи по рубрикам. Сделанное разделение лишь расставляет некоторые акценты. Многие работы находятся на стыке нескольких областей психологии. Проблемное поле коллективной монографии обширно: обсуждаются актуальные проблемы психологии развития, общей, социальной, этнической, педагогической, гендерной, юридической психологии и психологии труда. На страницах монографии ученые начинают строить непростой диалог о науке и практике, о месте человека в современном мире. Многие поднимаемые вопросы являются достаточно новыми для психологии. В монографии читатель обнаружит материал, который касается многочисленных изменений в развитии современных детей и подростков из разных возрастных и социальных групп. В статьях представлен широкий круг проблем и разнообразные уровни их рассмотрения: от анализа подходов и типологий организационных субкультур до социально-психологических особенностей личностей, занимающихся восточными практикам; от особенностей 5
Стр.5
адаптации у педагогов до психологического сопровождения вахтового труда в условиях Крайнего Севера. В работах преподавателей нашли отражение и достаточно молодые отрасли психологии – этническая, гендерная и пенитенциарная. Важно отметить, что тексты, собранные под обложкой этого издания, включают как результаты конкретных исследований, так и результаты проделанной авторами теоретической работы, касающейся обозначенной ваше проблематики. Даже из простого перечисления понятны трудности группировки и структурирования столь разноликого содержания. Однако можно отметить, что большая часть их них тяготеют к общему проблемному полю, заданному связью с основаниями культурноисторического (в самом широком смысле) подхода. Мы надеемся, что читатель, заинтересованный в изучении проблем, поставленных в монографии, найдет в этой книге достаточно много информации, которая не только высветит новые ракурсы некоторых их поставленных проблем, но поможет задать новые вопросы, ведущие к их осмыслению.
Стр.6
Введение Актуальность проблем, обсуждаемых на страницах данного издания обусловлена различного рода социокультурными процессами, изменившими характер современного общества, в котором мы живем. Новые социально-экономические условия и изменение идеологии, системы ценностей, начавшиеся с 90-х годов привели к тому, что в первое десятилетие ХХI века в нашей стране отмечается большое количество сдвигов в привычном течении психического развития как взрослых, так и детей. Эти изменения специфическим образом проявляются в мировоззрении людей, отношении к себе, к миру, к другим людям. Если подростки и взрослые с этим миром сталкиваются прямо, непосредственно, то на психологию маленького ребенка социальные изменения действуют опосредовано, через то, что происходит в его семье, детском саду, школе. Развитие личности зависит от различных факторов – нормативных (в том числе возрастных и исторических) и ненормативных. Среди факторов, оказывающих влияние на установки современного человека следует назвать потребительское отношение к окружающему миру. Мы полагаем, что формирование потребностей является исходным принципом активного отношения человека к окружающему миру, самому себе и другим людям и направляет действия по их удовлетворению. Еще одним фактором, определяющим деятельность современного человека и характер взаимодействий между людьми, является динамичность, интенсификация коммуникативных процессов, которые являются предпосылкой интенсификации всей жизни общества и катализатором процесса самосознания личности. Также следует учитывать, что формирование личности происходит в определенной конкретной культуре, в которой аккумулируется и передается социальный опыт в процессе социализации индивида. 7
Стр.7
Поэтому психологам интересно проследить за изменениями, происходящими в личностном развитии детей, подростков, взрослых. В последнее десятилетие в отечественной психологии образования понятие «образовательная среда» заняло одно из центральных мест. Образовательная среда – это комплексная интегративная характеристика конкретной школы, которая определяется реальными внутренними целевыми установками педагогического коллектива. В связи с этим видится интересным проведение психологической экспертизы по выявлению психологических условий сопровождения целевой программы «Соловецкие юнги», представленной Л.И. Шаховой. Повышенный интерес и активное заимствование воспитательных концепций из других культур говорит об изменении ценностей в обществе. Современный этап развития общества характеризуется наличием новых артефактов в детско-родительских отношениях. Т.Б. Булыгиной и А.Н. Киналь описан опыт оптимизации детско-родительских отношений методами «родительского кафе». При изучении особенностей личности одарённого человека надо учитывать, что одарённость и есть та самая главная черта, характеризующая его личность. Признаки и виды детской одаренности, особенности обучения одаренных детей представлены М.В. Ивановой. В современном мире угасает патриархат. На смену ему идет новое состояние общества: биархат – главенство обоих полов. В нашем дихотомическом мире и мужчина, и женщина уникальны. Их роли нельзя назвать идентичными или взаимодополняемыми. Никто из них не превосходит другого. Поэтому одной из главных задач гендерной социализации является формирование гендерной идентичности. Н.Ю. Флотской рассмотрены особенности развития конативного компонента половой идентичности на разных этапах онтогенеза. Наша страна является одним из многонациональных государств мира, на территории которого проживают до 158 представителей различных народностей. В соответствии с этим требуется воспитание позитивной этической идентичности личности, в основе которой лежит толерантность к другим этническим группам, является залогом здоровых межнациональных отношений в обществе. В полиэтничном обществе этнокультурная компетентность становится средством эффективного межэтинического взаимодействия и взаимопонимания. Особую актуальность приобретает ис8
Стр.8
следование Т.А. Соловьевой, посвященное изучению этнической компетентности подростков, поскольку именно в подростковом возрасте происходит интенсивное формирование этнических стереотипов. Имеющиеся в распоряжении юридической психологии технологии позволяют решать многие практические вопросы в сфере правоохранительной практики. Приоритетным направлением является социальная профилактика преступности, учитывающая региональные условия. В связи с этим актуальным для современной психологии является изучение особенностей психологического сопровождения процесса ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих наказание, представленных Э.В. Леус и опыт работы психологов с несовершеннолетними осужденными, описанный Н.Б. Иглиной. Область пересечения личностного и социального в человеке является одной из наиболее актуальных для изучения с точки зрения современной психологии. В рамках этой глобальной проблемы интерес вызывает то, как, в какой степени осуществляется доверие – недоверие в процессе взаимодействия (материал И.Ф. Прохоровой). В настоящее время среди разнообразных форм оздоровительных методов существует предложение практики традиционной восточной медицины. Причины обращения к восточным практикам связаны прежде всего с профессиональным кризисом, экономической ситуацией, внутренними психологическими причинами и внешними существующими проблемами с собственным здоровьем и здоровьем своих близких. Распространение указанных практик приобретает в нашем обществе массовый характер. В связи с этим любопытны данные о социально-психологических особенностях людей, занимающихся восточными практиками, полученные О.Е. Ляпуновой и Ю.А. Поповой. Взаимодействие социальных (стратификационных) и культурных (дифференцирующих и идентификационных) факторов определяет сложность и многоаспектность поведения современного человека в профессиональной среде. Обоснование эвристической значимости применения теоретической модели «организационных субкультур» для анализа процессов складывания корпоративных ценностей и норм поведения является целью исследования, проведенного О.Е. Кузнецовой. Кардинальные изменения в обществе и в образовательной деятельности привели к серьезным переменам в педагогической де9
Стр.9
ятельности: преобразованию и расширению функций педагога, появлению новых позиций (педагога-психолога, коррекционного педагога и т.д.). Поэтому проблема адаптации к особенностям условий труда учителя является актуальной для современной школы. В исследовании Н.Г. Водаковой определены особенности нарушений социальной и психической адаптации педагогов и способы из коррекции. Разработка и добыча нефти, газа и других полезных ископаемых проводится, как правило, в районах, характеризующихся сложными геологическими и природно-климатическими условиями. Для работы в этих условиях применяется вахтовый метод работы. Описание особенностей психологического сопровождения вахтового труда в условиях Крайнего Севера сделано Н.Н. Симоновой и Я.А. Корнеевой.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.