Применению статистики в большинстве психолого-педагогических исследований предшествует большая подготовительная работа, связанная с разработкой таких инструментов измерения интересующего исследователя свойства объектов исследования, которые в дальнейшем позволят представить собранные данные в виде чисел. <...> Ранжированием (в общем случае) называют процедуру упорядочения любых объектов, называемых объектами ранжирования, по возрастанию или убыванию степени выраженности некоторого их количественного свойства, называемого основанием ранжирования. <...> Объектом ранжирования в этом примере могут выступать респонденты – работодатели, если в качестве основания ранжирования выбрана степень полноты заполнения ими анкеты. <...> Объектом ранжирования могут выступать выпускники педвуза – объекты педагогического исследования, если в качестве основания ранжирования выбрана степень проявления одного из профессионально-личностных качеств, являющаяся количественным свойством (профессиональные знания, требовательность). <...> Объектом ранжирования могут выступать сами профессионально-личностные качества выпускников, если в качестве основания ранжирования выбрана частота их указания респондентами. <...> Тип шкалы Номинативная (наименований) Порядковая (ранговая) Отношение «+» или «≠» + + Отношение «>» или «<» – + Операции «+» или «–» – – Интервальная ++ + Отношений ++ + Таблица 1.3 Операции «Ч» или «» – – – + Если процесс шкалирования осуществляется путем приписывания чисел классов с соблюдением лишь одного правила – разные классы должны быть обозначены разными числами, то говорят, что получена номинативная шкала. <...> Если процесс шкалирования осуществлялся путем ранжирования классов и приписывания им последовательно чисел так, чтобы сохранялось отношение «больше-меньше» между степенями выраженности свойства у объектов, попадающих в разные классы, то говорят, что получена порядковая (ранговая) шкала. <...> Если процесс <...>
Статистические_методы_в_психолого-педагогических_исследованиях_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Н.Н. Патронова, М.В. Шабанова
СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ
Допущено Северным
(Арктическим) федеральным
университетом в качестве
учебного пособия
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
1
Стр.1
УДК 519.2:37+159.955
ББК 22.17з30+88.351.31
П 20
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей
математики Российского университета дружбы народов
Е.И. Санина; доктор педагогических наук, зав. кафедрой
общих математических и естественнонаучных дисциплин
Академии социального управления Т.Ф. Сергеева
Патронова, Н.Н.
П 20
Статистические методы в психолого-педагогических исследованиях:
учебное пособие / Н.Н. Патронова, М.В. Шабанова;
Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск:
ИПЦ САФУ, 2013. – 202 с.
ISBN 978-5-261-00847-7
Приведены основные методы математической статистики, используемые
в психолого-педагогических исследованиях. Отличительными
особенностями пособия являются широкое использование
профессионального контекста при изложении основного содержания
курса, интеграция на формирование не только составляющих математических,
но и IT-компетенций, формирование готовности обучающихся
к использованию при обработке и анализе статистических
данных пакета SPSS Statistics.
Пособие адресовано преподавателям и обучающимся в учреждениях
высшего профессионального образования, реализующих магистерские
программы подготовки по направлению 050100.68 «Педагогическое
образование».
УДК 519.2:37+159.955
ББК 22.17з30+88.351.31
ISBN 978-5-261-00847-7
2
© Патронова Н.Н., Шабанова М.В., 2013
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
Список использованной литературы
Вуколов Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим
методам и исследованию операций с использованием пакетов
STATISTICA и EXCEL: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2004. –
464 с.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования.
Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. –
392 с.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. –
СПб.: Речь, 2002. – 350 с.
Хили Дж. Статистика. Социологические и маркетинговые исследования:
пер. с англ. / под ред. А.А. Руденко. – 6-е изд. – Киев: ДиасофтЮП;
СПб.: Питер, 2005. – 638 с.
201
Стр.201