Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
СЕВЕРНЫЕ РЕМЕСЛА:
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Монография
Под редакцией профессора Н.П. Залывского
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
Стр.1
УДК [008(091)+316.7+39](470.1/2)
ББК 63.3(2Рос-12)0-7+60.032.2+63.529(235.1)
3-249
Рекомендовано к изданию редакционно-издателъским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Авторы:
Н.П. Залывский (Введение, ч. 1, 5, Заключение).
Е.П. Прилуцкая (гл. 2.1, 2.2), Л.А. Шилова (гл. 3.1, 3.2),
Л.Н. Олексюк (гл. 3.3), Н.В. Гузенко (ч. 4)
Рецензенты:
заместитель председателя Кольского научного центра РАН,
академик РАЕН В.П. Петров,
доктор культурологии, профессор Ю.П. Окунев
Залывский, Н.П.
3-249
Северные ремесла: Традиции и современность: монография /
Н.П. Залывский, Е.Н. Прилуцкая, Л.А. Шилова, Л.Н. Олексюк,
Н.В. Гузенко; под ред. Н.П. Залывского; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 144 с: ил.
ISBN 978-5-261-00814-9
В книге представлен анализ развития традиционных народных
ремесел и декоративно-прикладного творчества, которые наиболее
распространены на Севере. В центре внимания авторов монографии -
проблемы формирования, сохранения и использования культурноисторического
потенциала северных регионов страны, их социокультурного
развития, оценки влияния глобализации на культуру и образ
жизни населения Севера.
Для специалистов, краеведов, ученых, студентов, работников сферы
культуры и искусства, интересующихся историей народной культуры
и северных ремесел.
УДК [008(091)+316.7+39](470.1/2)
ББК63.3(2Рос-12)0-7+60.032.2+63.529(235.1)
ISBN 978-5-261-00814-9
О Залывский Н.П. и др., 2013
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Часть 1. Теоретические и социокультурные проблемы преемственности
поморской культуры и декоративно-прикладных
ремесел населения Севера и Арктики
1.1. Значение народной культуры для развития России в
XXI веке
1.2. Специфика формирования культурного пространства
северных народов России и современные социально-культурные
процессы
1.3. Декоративно-прикладное творчество (традиционные ремесла)
- важный компонент культуры Севера России
Часть 2. Художественная роспись по дереву: жизнь традиций в
современных ремеслах
2.1. Народные традиции в развитии художественной росписи
по дереву
2.2. Идейно-образное содержание северных росписей по дереву
Часть
3. Культурно-историческое содержание художественного
творчества в северном народном костюме и берестяном ремесле
3.1. Народный костюм как историческая память народа
3.2. Народный костюм как форма отражения экологического
мировоззрения и внутреннего состояния человека
3.3. Причины снижения интереса к ремеслам
3.4. Народные мастера: преемственность традиций и приобщение
молодежи к ремесленному творчеству
Часть 4. Жемчужное рукоделие - отражение художественной
культуры Севера России
4.1. Добыча жемчуга - древний промысел Поморья
4.2. Художественное наследие русского жемчужного мастерства
4.3.
Роль жемчуга в современном декоративно-прикладном
творчестве
5
7
8
20
38
57
57
69
79
79
88
97
103
107
107
116
122
Стр.3
Часть 5. Цели и задачи долгосрочной политики развития социально-культурного
потенциала северных регионов России ..
5.1. Развитие национальной культуры - индикатор геополитической
состоятельности государственных и общественных
институтов
5.2. Политика северных регионов Российской Федерации
и Архангельской области по сохранению и использованию
культурно-исторического наследия поморов
Вместо заключения
126
126
134
144
Стр.4
• ..go-. ,--.-.o.-"
v ." 9" " 'P:p
C
•••"9
-.v ' •'
0
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая монография не первая работа, объектом которой
является культура народов Севера Российской Федерации. И, тем
не менее, ее содержание имеет существенную научную и практическую
пользу для субъектов организации культурного пространства
североарктических регионов. Дело в том, что монография
синтезирует жизненный и научно-педагогический опыт авторов,
профессионально занимающихся много лет изучением и распространением
технологий народных ремесел и прикладного искусства
через систему институтов общего и высшего профессионального
образования. В этом контексте монография может занять
принципиальное место в ряду научных исследований, комплексно
отражающих закономерности творческой деятельности мастеров
народной культуры, сохранения и использования культурно-исторического
наследия Архангельской области.
Эта работа имеет еще и важное социальное значение, так как
в ней анализируются проблемы определения места и роли социокультурных
факторов формирования современных граждан
России, которые должны быть готовы к осознанной реализации
своего творческого потенциала. Авторы исходят из того, что национальная
экономика будет эффективно модернизироваться при
опоре на культурные, исторические и социальные резервы граждан
России. Для этого необходимо повышать роль системы образования
и воспитания молодого поколения в деле изучения и
наследования традиций культуры народов Севера, расширять
контингент людей, способных наследовать северные ремесла и
различные виды декоративно-прикладного творчества.
В монографии рассмотрены фундаментальные и прикладные
аспекты сохранения и использования культурно-исторического
наследия населения северных регионов страны. Много внимания
исследователи уделяют оценке места художественных традиций
в обеспечении преемственности традиционных народных про
Стр.5
мыслов (ремесел) населения Севера РФ и в развитии творческой
индивидуальности народных мастеров, декоративно-прикладного
искусства, в том числе на примере северного народного костюма.
Авторы монографии предлагают читателю обзор традиционных
направлений творчества населения северных регионов (береста,
резьба по дереву, роспись, жемчужное искусство, северный
женский костюм), проблем их изучения в образовательных и культурных
учреждениях Севера.
Предлагаемая работа охватывает большой спектр направлений
культурно-исторической деятельности по изучению, сохранению
и освоению технологий, характерных для традиционных творческих
форм жизни населения северных регионов РФ. Это предпосылка
интереса к материалам исследования ученых и специалистов,
занимающихся сферой культуры и искусства, молодежи и
взрослых граждан, которым важно патриотическое содержание
культурного наследия предшествующих поколений. Авторы надеются,
что их неравнодушный подход к освещению проблем состояния
культурно-исторического потенциала северных регионов
пробудит у государства и общества дополнительную энергию по
модернизации духовных основ жизни общества. Также новые подходы
будут содействовать максимальному подчинению культурных
ресурсов, исторического опыта творческой деятельности населения
России делу инновационного обновления форм организации
культуры, искусства и образования страны.
Стр.6
• „:,о.се„ - - .;;ро„, • • ;;р о,;:, • ,;;р се. - О,; . - • ,;;р.о,;; - ;;,о о,;-., • • ;;р.о,;; •
:
:
:
:
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Подведем итоги исследованию. Культура и искусство присутствуют
в жизни каждого из нас. Это абсолютная истина. Менее
уверенно можно говорить о степени воздействия их на наше душевное
состояние. Культура и искусство - это творчество людей,
ощущающих тепло сердец других сограждан. И загадка бытия как
раз в том, что никогда не известен момент превращения суетного
дня в художественную обнаженность, воплощаемую в творческом
продукте деятельности мастеров народных ремесел и народного
прикладного искусства, во многом подтверждающих мировоззренческий
исток их успеха осознанием того, что «чтобы красоту
создать, надо самому быть чистым душой» (М.И. Глинка)
172
.
Искусство основано на социальном опыте человечества. И наш
взгляд на изучаемые проблемы взаимосвязи народной культуры
и жизни народа - тоже вклад в нравственную копилку осознания
ощущений жизни как предпосылки непрерывной новизны наших
чувств, на плодородной почве которых расцветает и созревает искусство
отображения жизни россиян. Только мы надеемся на неравнодушного
читателя, который не верит в сказочные чудеса, а
уже имеет эмпирическое убеждение, что «ко всякому делу сноровка
требуется, да еще и своя живинка полагается» (П.П. Бажов). Если
наш анализ, рассуждения убедят в этом хоть кого-нибудь, то и
мы быстрее укрепимся во мнении, что пессимизм по поводу посредственностей,
командующих народными талантами, уступит
место торжеству социально полезной инновации (нормы): «уровень
чести общества зависит от уровня уважения (даже почтения,
поклонения) таланта» (Е.М. Богат).
Каждый человек может быть подлинным мастером народного
творчества, если он - неравнодушный гражданин России.
Здесь и далее цит. по: Вечные мысли о главном. Мудрость Востока.
Мудрость России. Мудрость Запада. СПб.: Нева, 2005. С. 335-348.
17 2
Стр.144
Бытовая утварь из бересты
Стр.145
Грабли, мотыга и лапоть
Серп, коса и чайник
Стр.146
Деревянные ковш и совок, солонка из бересты
Стр.147
Посуда крестьянского дома
Стр.148
Сундук с Мезенской росписью
Стр.149
Фрагмент оборотной стороны лопасти прялки.
Борецкая роспись. Конец XVIII в.
Стр.150
Фрагмент рукописи из собрания Архангельского
музея изобразительных искусств. 1815 г.
Стр.151
Фото жемчуголова (Историкомемориальный
музей М.В. Ломоносова,
Архангельская обл.)
Стр.152
^—v.---.;
Элементы отделки саккоса
патриарха Никона. 1655 г.
Стр.153
Императрица Мария Федоровна
в жемчужном уборе. Худ. И.Н. Крамской, 1880 г.
Стр.155
Народные костюмы,
изготовленные
студентами
Стр.156