Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Гуманитарный институт
Кафедра русского языка
Русский язык
и культура речи
Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова
в качестве учебного пособия
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
Стр.1
УДК 811.161.1
ББК 81.2Р-5
Р894
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Авторы:
А.Т. Ашхарава, А.Г. Лошаков (ответственный редактор),
Р.В. Попов, Л.А. Савёлова, С.А. Смирнова
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор Е.Н. Лагузова,
доктор филологических наук, профессор Т.А. Сидорова
Русский язык и культура речи: учебное пособие / А.Т. АшР894
харава [и др.]; отв. ред. А.Г. Лошаков; Сев. (Арктич.) федер. ун-т
им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 178 с.
ISBN 978-5-261-00823-1
Пособие содержит учебные и методические материалы к практическим
занятиям по основным темам дисциплины «Русский язык и культура
речи»: планы практических занятий, объяснение базовых понятий,
списки рекомендуемой литературы, блок практических заданий,
вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы.
Предназначено для студентов, обучающихся по образовательным
программам бакалавриата по различным направлениям подготовки.
УДК 811.161.1
ББК 81.2Р-5
ISBN 978-5-261-00823-1
© Ашхарава А.Т., Лошаков А.Г.,
Попов Р.В. и др., 2013
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Речевая культура является одним из важнейших компонентов
общей культуры человека. Ее значимость велика для любого специалиста
в той или иной области знаний, поскольку настоящий
специалист владеет не только своей профессией и является коммуникабельной
личностью, но и является личностью культурной.
Выдающийся русский филолог Д.С. Лихачев писал: «Вернейший
способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный
облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку,
его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно,
то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих
качеств, его культуры»1
.
Цель настоящего учебного пособия – помочь студентам-бакалаврам
нефилологических профилей освоить изучаемую во всех
российских вузах дисциплину «Русский язык и культура речи»,
развить умения ясно и точно выражать свои мысли, убедительно
отстаивать свою точку зрения, понимать своего собеседника,
взаимодействовать с ним, используя эффективные коммуникативные
стратегии и тактики, соблюдая правила вежливости. Без
овладения культурой общения, культурой речи, коммуникативными,
языковыми, этическими и эстетическими нормами общения в
принципе не может получиться настоящего специалиста.
Структура пособия подчинена преследуемой цели и соответствует
содержательной логике курса. В первом разделе представлен
материал, позволяющий, во-первых, сформировать базовые
знания о предмете дисциплины «Русский язык и культура», особенностях
ее компонентного состава и ее целях; во-вторых, рас1
Лихачёв Д.С. Заметки и наблюдения. Русский язык // Русская риторика:
хрестоматия / авт.-сост. Л.К. Граудина. М., 1996. С. 551.
3
Стр.3
ширить представления студента о русском национальном языке
и важнейшей его форме существования – русском литературном
языке, о взаимодействии языка и культуры речи; в-третьих, заложить
основы понимания основных качеств эффективной русской
речи. Второй раздел посвящен нормативно-языковому компоненту
культуры речи. Содержание раздела нацелено на корректировку,
актуализацию и расширение знаний студента в области орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных
норм русского языка. Содержание третьего раздела
призвано заложить основы знаний о речевом общении в понятийном
и функционально-действенном аспектах, развить коммуникативную
компетентность, сформировать умения и навыки продуцировать
тексты разной функционально-стилистической направленности.
Разработка
каждой темы представлена планом, списком обязательной
и дополнительной литературы, глоссарием основных
базовых понятий и положений, вопросами и заданиями для подготовки
к аудиторным занятиям с целью усвоения теоретического
и практического материала, а также заданиями для самостоятельной
внеаудиторной работы студентов.
Ряд заданий и упражнений, предлагаемых в пособии, взят из
источников, указанных в списках обязательной и дополнительной
литературы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные категории и базовые теоретические положения изучаемой
дисциплины;
– социально-функциональные разновидности русского национального
языка, основные характеристики литературного языка,
систему норм русского литературного языка, дифференциальные
особенности функциональных и речевых стилей русского языка;
– содержание и средства речевой коммуникации, нормы и правила
речевого общения, коммуникативные качества эффективной
речи, пути повышения эффективности коммуникации, причины
возникновения барьеров коммуникации, закономерности использования
риторических приемов и выразительных средств языка в
различных сферах речевой деятельности;
– особенности устной и письменной речи, публичного выступления;
правила ведения конструктивного спора; правила ведения
деловой беседы; этические нормы научной и официально-деловой
коммуникации;
– правила речевого этикета.
4
Стр.4
В результате освоения дисциплины студент должен владеть:
– нормами литературного языка (орфоэпическими, грамматическими,
лексическими; стилистическими, орфографическими, пунктуационными),
умением пользоваться различными нормативными
словарями и справочниками, отражающими проблемы культуры
речи;
– коммуникативными и этическими нормами, а также базовыми
категориями речевого общения; умениями выявлять и объяснять
факты и явления процессов общения; практически осуществлять
все этапы коммуникативного процесса; исполнять коммуникативную
роль в соответствующей коммуникативной ситуации;
использовать те коммуникативные стратегии и тактики, которые
содействуют успешной коммуникации;
– правилами построения монологических и диалогических текстов
различных видов и жанров в устной и письменной форме;
умением эффективно использовать выразительные средства языка
в разных ситуациях общения;
– умениями осуществлять деловую, научную и дискутивно-полемическую
коммуникацию в соответствии с правилами эффективного
общения, принципами вежливости, коммуникативными,
языковыми и текстовыми нормами.
Стр.5
Оглавление
Предисловие .............................................................................................
Раздел 1. Введение в дисциплину «Русский язык и культура речи»
Тема 1. Русский литературный язык и культура речи (Лошаков
А.Г.)..........................................................................................
Тема 2. Коммуникативные качества хорошей речи (Лошаков
А.Г.) .........................................................................................
Раздел 2. Нормативно-языковой компонент культуры речи
Тема 1. Акцентные и произносительные (орфоэпические) нормы
(Лошаков А.Г., Попов Р.В.) .....................................................
Тема 2. Лексико-фразеологические нормы (Попов Р.В.) .........
Тема 3. Грамматические нормы (Попов Р.В., Смирнова С.А.)
Тема 4. Орфографические и пунктуационные нормы (Попов
Р.В.) .........................................................................................
Раздел 3. Коммуникативный компонент культуры речевого общения
Тема 1. Речевое общение. Принципы эффективного общения
(Лошаков А.Г.) .......................................................................
96
Тема 2. Ораторская речь (Ашхарава А.Т.) ................................. 114
Тема 3. Культура дискутивно-полемической речи (Ашхарава
А.Т.) ........................................................................................... 122
Тема 4. Культура научного и профессионального общения
(Савёлова Л.А.) ............................................................................. 127
Тема 5. Официально-деловая письменная речь (Смирнова С.А.) 144
Тема 6. Официально-деловое устное общение (Смирнова С.А.) 152
Приложения .............................................................................................. 159
30
44
56
72
3
6
18
Стр.177