ЗАМЕТКИ О КНИГАХ И ЖУРНАЛАХ Литература и искусство Всеволод Мейерхольд и русский театр В предисловии к недавно вышедшей книге Ю. Б. Елагина «Темный гений» М. А. Чехов подчеркивает отсутствие у автора «научного пристрастия», считая, что оно и не к лицу ему. <...> Думается, что оно и вообще не к месту во всяком исследовании, предметом которого является творец в какой-либо отрасли искусства. <...> Чем больше говорит сердце автора такого исследования, тем яснее, выпуклее и убедительнее выступает облик художника, актера, писателя или музыканта, которому посвящена книга, со всеми его достоинствами и недостатками. <...> Достоинством труда Ю. Б. Елагина является его основной взгляд на русское искусство девяностых годов и на достижения его представителей, как на продукт преломления в русских условиях «зовов их западных собратьев». <...> Этот отказ Ю. Б. Елагина от анализа русского искусства той поры, как чего-то самобытного, замкнутого в себе и связанного с русской исключительно почвой, подводит здоровую основу для правильного понимания всего происходившего тогда в русской театральной жизни. <...> Он помогает правильно понять, в частности, и рождение «нового театра» в результате исторического разговора «двух энтузиастов-мечтателей — Станиславского и Немировича-Данченко», происшедшего в 1897 году в кабинете «Славянского базара» в Москве, длившегося почти сутки. <...> Однако, нельзя не отметить чрезмерной, на наш взгляд, и необоснованной Ю. Б. Елагин. <...> Чехова, Нью-Йорк, 1955 г. безапелляционности некоторых коренных утверждений автора о стиле, о путях и методах создания «нового театра», о значении исследуемой им эпохи и о бессилии человеческой воли перед «механическим духом нашего времени» (стр. <...> * С большой любовью и крайней тщательностью в использовании богатого, собранного им материала, Ю. Б. Елагин восстанавливает жизненный путь актера и постановщика Мейерхольда от пензенских его истоков, окрашенных революционностью. <...> Революционностью <...>