Свобода и творческое воображение Как смысл памяти заключается в её направленности на прошлое, так смысл воображения заключается в его направленности на будущее. <...> Эту истину блестяще продемонстрировал в своё время Бергсон. <...> Но нужно различать, в духе того же Бергсона, между тремя формами памяти: 1) биологической, до-сознательной памятью, выражающейся в условных рефлексах («память-привычка»), 2) сознательной памятью, обнаруживающейся в актах припоминания, когда нам жизненно важно соотнести прошлый опыт с настоящим ради предстоящего действия и, наконец, 3) чистой памятью, носящей бескорыстный характер, когда мы обозреваем панораму нашего прошлого с точки зрения художника или нелицеприятного нравственного судии (память интуитивная). <...> Но искажение предполагает первоначальное наличие того, что подлежит искажению, т. е., опять-таки, чистой памяти, хотя бы подсознательно имеющейся при этом в виду. <...> Иначе говоря, свобода духа в отношении к прошлому достигается лишь через объективное отношение к собственному прошлому. <...> Только сознавая истинный смысл нашего прошлого, достигаем мы духовной свободы в отношении к нему. <...> Ту роль, которую память играет по отношению к прошлому, воображение играет по отношению к будущему. <...> Это — паралич воли, происходящий от косности нашей натуры. <...> Но будущее, тю смыслу своей «будущности», всегда таит в себе элемент новизны и до известной степени непредвидимо. <...> Тут возможны три основных вида творческого отношения к будущему: 1) импровизация, 2) рациональное планирование и 3) чистое воображение, выражающееся в творчестве. <...> Способность к импровизации представляет собой жизненно-важный фактор в «борьбе за существование». <...> Способность импровизации является свидетельством творческого отношения к будущему — умения предвосхищать события, предупреждать их или форсировать их путем введения в игру новых, искусственно создаваемых факторов. <...> Существо, вполне детерминированное (собственными <...>