Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Творческий потенциал юности: психологический аспект

0   0
АвторыСокальский Эдуард Александрович
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц161
ID381199
Аннотация В книге изложено концептуальное обоснование юношеского возрастного периода, его значение, место, функции в онтогенезе личности. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы описаны характерные черты и новообразования в данной возрастной фазе; акцентируется внимание на раскрытии сущности, роли, функциях и механизме "Я концепции". Обозначенная проблема рассматривается в тесной взаимосвязи с многоаспектной творческой деятельностью личности в юности. Анализируются актуальность проблемы в современных условиях, основные концепции зарубежных и отечественных ученых разных школ по обозначенной проблематике. Предпочтение отдано инновационной интегративной теории. Авторский угол зрения (междисциплинарный и интегративный подходы) преломляется в комплексном исследовании творческого потенциала личности на базе образовательных учреждений Республики Калмыкия. - Элиста : Издательство Калмыцкого университета, 2012.
Кому рекомендованодля психологов, педагогов, учителей школ, студентов и родительской общественности, а также для тех, кто интересуется психологическими проблемами творчества
УДК159.954
ББК88.45
Творческий потенциал юности: психологический аспект / Э.А. Сокальский .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2012 .— 161 с. — URL: https://rucont.ru/efd/381199 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Издательство Калмыцкого университета, 2013 Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Э.А. Сокальский ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Элиста 2012 УДК 159.922.8 ББК Ю937.4(2Рос. <...> Калм)+Ю937.4 С 590 С 590 Сокальский, Э.А. Творческий потенциал юности: психологический аспект [Текст] / Э. Сокальский <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» В книге изложено концептуальное обоснование юношеского возрастного периода, его значение, место, функции в онтогенезе личности. <...> Книга представляет интерес для психологов, педагогов, учителей школ, студентов и родительской общественности, а также для тех, кто интересуется психологическими проблемами творчества. <...> Научный консультант кандидат философских наук, доцент А.А. Сокальский Рецензент доктор философских наук Б.А. Бичеев Работа выполнена при поддержке внутривузовского гранта ФГБОУ ВПО “КалмГУ” № 789 от 2012 г. © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2012 г. © Сокальский Э.А., 2012 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ Слово к читателю. <...> Юность в онтогенезе личности, взгляды зарубежных ученых . <...> Юность в онтогенезе личности, взгляды отечественных ученых . <...> Психология творчества в трудах зарубежных и отечественных ученых . <...> Доминанта научных интересов – творчество, продуктивное мышление и интуиция (Я.А. Пономарев) . <...> Творческая одаренность – предпосылка креативного развития личности в школе и вузе (А.М. Матюшкин) . <...> Генетическая формула творческих способностей и креативности (В.П. Эфроимсон) . <...> Сложные феномены: творческие способности, творчество (исследование на базе МБОУ СОШ № 18 г. Элисты) . <...> Латерализация полушарий головного мозга и творческий потенциал подрастающего поколения . <...> Тревожность старших школьников – барьер на пути к творчеству. <...> Леворукий <...>
Творческий_потенциал_юности_психологический_аспект_.pdf
Издательство Калмыцкого университета, 2013
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» Э.А. Сокальский ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЮНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Элиста 2012
Стр.2
УДК 159.922.8 ББК Ю937.4(2Рос.Калм)+Ю937.4 С 590 С 590 Сокальский, Э.А. Творческий потенциал юности: психологический аспект [Текст] / Э. Сокальский. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. – 160 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» В книге изложено концептуальное обоснование юношеского возрастного периода, его значение, место, функции в онтогенезе личности. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы описаны характерные черты и новообразования в данной возрастной фазе; акцентируется внимание на раскрытии сущности, роли, функциях и механизме «Я-концепции». Обозначенная проблема рассматривается в тесной взаимосвязи с многоаспектной творческой деятельностью личности в юности. Анализируются актуальность проблемы в современных условиях, основные концепции зарубежных и отечественных ученых разных школ по обозначенной проблематике. Предпочтение отдано инновационной интегративной теории. Авторский угол зрения (междисциплинарный и интегративный подходы) преломляется в комплексном исследовании творческого потенциала личности на базе образовательных учреждений Республики Калмыкия. Книга представляет интерес для психологов, педагогов, учителей школ, студентов и родительской общественности, а также для тех, кто интересуется психологическими проблемами творчества. Научный консультант кандидат философских наук, доцент А.А. Сокальский Рецензент доктор философских наук Б.А. Бичеев Работа выполнена при поддержке внутривузовского гранта ФГБОУ ВПО “КалмГУ” № 789 от 2012 г. © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2012 г. © Сокальский Э.А., 2012 г. 2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Слово к читателю............................................................................................. 5 Введение .................................................................................................... .....7 Глава 1. Психологические особенности юношеского возраста. «Я-концепция» – центральное образование личности .................................. 13 1.1. Юность в онтогенезе личности, взгляды зарубежных ученых ............ 13 1.2. Юность в онтогенезе личности, взгляды отечественных ученых ........ 18 1.3. Современный психологической портрет личности в юношеском возрасте ......................................................................... 22 1.4. Феномен «Я-концепции»: психологические новообразования в юношеском возрастном периоде ...................................................... 24 1.5. Самосознание и самоуважение личности – в структуре «Я-концепции» .................................................................................... 29 1.6. Самооценка личности – центральное звено «Я-концепции».............. 33 1.7. Жизненный сценарий и профессиональное самоопределение личности – важные компоненты «Я-концепции» ................................ 37 1.8. Совладающее поведение и фиксированная установка личности – психологические механизмы «Я-концепции» и творческой деятельности ........................................................................................ 38 1.9. Реализация «Я-концепции» в юношеском возрасте – в свете психологических исследований................................................ 41 Глава 2. Психология творчества в трудах зарубежных и отечественных ученых .................................................................................................... ... 50 2.1. Проблемы творчества в зарубежной психологии ............................... 50 2.1.1. Прорывной этап в психологии творчества: фрейдизм и гештальтизм...................................................................... 50 2.1.2. Проблемы творчества в когнитивной психологии ............................ 54 2.1.3. Эмоции в творческом процессе: роль и функции ............................ 59 2.1.4. Проблемы творчества в гуманистической психологии .................... 60 2.1.5. Творчество в зеркале гуманистического психоанализа.................... 65 2.1.6. Инвестиционная теория креативности ............................................. 67 2.2. Проблемы творчества в отечественной психологии ........................... 69 2.2.1. Научный потенциал психологической школы Л.С. Выготского........ 69 2.2.2. Инновационный вклад патриарха психологической науки Н.С. Лейтеса ......................................................................................... 72 2.2.3. Новая поисковая линия в постижении тайны творчества и одаренности (С.Л. Рубинштейн) ..................................... 75 3
Стр.4
2.2.4. Научные открытия семейной династии Леонтьевых ........................ 78 2.2.5. Доминанта научных интересов – творчество, продуктивное мышление и интуиция (Я.А. Пономарев) ............................................ 80 2.2.6. Творческая одаренность – предпосылка креативного развития личности в школе и вузе (А.М. Матюшкин) ......................................... 82 2.2.7. Техническое творчество – магистральная траектория прогресса (В.А. Моляко) ................................................... 84 2.2.8. Научный поиск: от задатков – к способностям и одаренности личности (В.Д. Шадриков) ............................................ 87 2.2.9. Идея XX века – открытие УДЕ (П.М. Эрдниев) ................................. 89 2.2.10. Ключ к постижению тайны творчества с помощью интегративного подхода (В.Н. Дружинин, Э.В. Ильенков, Е.П. Ильин) .. 90 2.2.11. Генетическая формула творческих способностей и креативности (В.П. Эфроимсон) ....................................................... 93 2.2.12. Доминация полушарий головного мозга или их гармония? .......... 97 Глава 3. Психологические исследования творческого потенциала личности в юношеском возрасте на материалах образовательных учреждений Республики Калмыкия............................................................ 103 3.1. Чтобы знания, умения обрели личностный смысл. Идеи опережающего педобразования в Республике Калмыкия ........ 103 3.2. Сложные феномены: творческие способности, творчество (исследование на базе МБОУ СОШ № 18 г. Элисты) .......................... 108 3.3. Латерализация полушарий головного мозга и творческий потенциал подрастающего поколения ................................................................. 116 3.4. Креативность юных шахматистов (исследование пилотажного характера) ..................................................................... 120 3.5. Тревожность старших школьников – барьер на пути к творчеству... 127 3.6. Исследование художественно-творческих способностей студентов (на примере факультета дизайна) ....................................................... 132 3.7. Леворукий ребенок в семье, школе и социуме (на материалах исследований современных польских ученых-психологов) ............... 139 3.8. Факторы, тормозящие творчество, – в зеркале изысканий современных польских ученых-психологов ....................................... 143 Список литературы................................................................................. 148 4
Стр.5
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ На рубеже XX и XXI столетий отчетливо наблюдается существенная трансформация социальных институтов и ценностей, транслируемых с их помощью. Заметные интенсивные изменения происходят в ценностных ориентациях молодого поколения России. Это обстоятельство продуцирует актуальность исследований в психологической науке проблемы «Я-концепции» личности в юношеском возрасте, анализ ее компонентов и новообразований. В нашей республике психологическая наука находится в стадии своего становления. Наработки составляют в основном материалы научно-практических конференций различного уровня и статьи, опубликованные в тех или иных научных изданиях. Поэтому появление отдельного исследования в этой научной области сам по себе факт, достойный внимания научной общественности. Книга молодого исследователя Эдуарда Александровича Сокальского посвящена психологическим аспектам творческого потенциала юности. Работа обладает рядом достоинств: актуальностью проблематики, интересной формой изложения материала, обращением к широкому массиву зарубежной и отечественной литературы по данной проблеме. В центре исследования – творческий потенциал и выработка «Я-концепции» личности, ее компонентов и новообразований в юношеском возрасте. Основанием для выводов и обобщений послужили теоретические концепции зарубежных и отечественных исследователей различных школ и направлений (психоанализ, гештальтизм, когнитивизм, гуманистическая психология и др.), междисциплинарный подход к обозначенной теме и результаты эмпирических исследований проведенных автором. Такой подход позволил молодому исследователю провести комплексный анализ психологических аспектов феномена творческого потенциала юношества в контексте достижений таких научных дисциплин как психофизиология, психогенетика, этнопсихология и др. Новизну работе также придает введение в ее содержание материалов форумов, посвященных осмыслению научного наследия классиков отечественной психологической науки Л.С. Выготскому, С.Л. Рубинштейну и др. Особый интерес для специалистов представляет та часть книги, в которой изложены результаты проведенной автором опытно-экспериментальной работы по психодиагностике творческого потенциала юношества и его психологопедагогической поддержке. Эмпирические исследования характеризуются широкой направленностью в раскрытии проблем творческой компетентности и одаренности испытуемых, особенностей творческого потенциала шахматиста, студента-дизайнера, левши, а так же анализа барьеров и трудностей на пути к креативной деятельности. 5
Стр.6
Как первый опыт, работа, конечно, не лишена некоторых издержек. Однако есть уверенность, что в дальнейших исследованиях автору и его коллегам удастся более четко выразить роль и функции этнического компонента и наследственности в творческом потенциале и выработке «Я-концепции» личности в период юношества, что поможет в итоге сформировать Республиканскую программу развития творческой одаренности (на ближайшую и дальнюю перспективу). Книга «Творческий потенциал юности: психологический аспект» будет интересна как специалистам, так и учителям общеобразовательных школ, студентам, родителям, которые найдут в ней практические рекомендации по развитию творческой одаренности учащейся молодежи. Доктор философских наук Б.А. Бичеев 6
Стр.7