как живописца в театре) Если Сергея Юрьевича Судейкина, одинаково блестяще проявившего свой художественный гений как в станковой живописи, так и в декорационной, принято считать по преимуществу театральным декоратором, — это оправдывается в значительной мере тем огромным количеством театральных постановок, какие выпали на его долю и где он проявил себя как первоклассный мастер, оригинальный, смелый, неподражаемый. <...> Уже в ранних станковых, по заданию, работах Судейкина сказывался его чисто-декоративный талант и темперамент декоратора. <...> Это хорошо подметил, между прочим, Сергей Маковский, оправдывая (в 1911 году)*) «незавершенность» картин Судейкина тем, что он «пишет маленькие интимные холсты, тогда как мерещатся ему пышные декорации, эффекты театральности — все волшебство сценических миражей; он словно, говорит С. Маковский <...> Все «интимное творчество» Судейкина Сергей Маковский склонен в это время (1911 г.) «рассматривать лишь как подготовительные опыты для декорационной, театральной живописи. <...> Он появился здесь, как жданный и желанный, словно хозяин в своем собственном доме, где, казалось, ему хорошо известна и близка каждая тайна! — появился и остался навсегда здесь как имя, нестираемое в анналах истории театрально-декоративного искусства. <...> Значение Судейкина как реформатора в области театрально-декоративного искусства может быть усвоено лишь в правильно данной исторической перспективе. <...> К ней я и обращу читателя, стараясь быть объективным в вопросе, где субъективность приверженца театральных реформ служит достаточно сильной помехой. <...> Однако в то время, как в Германии известный подъем в художественных ремеслах отозвался и на сценических постановках, обусловив как бы новое разветвление артистического ремесла — деятельность художников-декораторов — у нас в России, за редким исключением (вспомним хотя бы такого волшебника, как Роллер в 30-х годах XI X в.), не было заметно ни малейшего касательства <...>