Горчаков Борьба за новое в советской кинематографии «Последствия культа личности в искусстве» (под чем надо подразумевать террор партийного руководства против искусства в годы 1927—1953) подверглись широкой «самокритике» на театре, в живописи, в литературе, в музыке и в кинематографии Советского Союза. <...> И, вне сомнения, высочайшее партийное разрешение на «самокритику» явилось вынужденным , происшедшим под давлением отвращения илтрочайшт^х народных масс к нудной и набившей оскомину агитке , в которую партия в течение сорока лет превратила все искусства. <...> Пожалуй, самым интересным является то, что наиболее острая критика развернулась на страницах кинопечати (если ее сравнить с дискуссиями в театральных кругах, литературной печати или с речами на прошедших всесоюзных съездах композиторов и художников). <...> Перечень уродств «партийного искусства» выглядит на страницах кинопечати более объемистым, чем в других областях искусства. <...> . . Оказывается, что советская кинематография «была оторвана от народа и ушла от правды»; была полна «угодничества и боязни критики». <...> Советские фильмы страдали «тезисностью и декларативностью», из них выхолащивалось реальное жизненное содержание. <...> Папава «Современность и кинодраматургия» в журнале «Искусство кино» № 3, 1957 г. БОРЬБА ЗА НОВОЕ В СОВЕТСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ 185 Герои советских фильмов были «толпой безликих теней». <...> И это пишет не какой-нибудь беспартийный молодой режиссер, а старый партиец, заведующий сценарным отделом крупнейшей кинофабрики Советского Союза — Мосфильм, товарищ Папава. <...> Не договаривается, конечно, что эта тема всегда задавалась драматургам Отделом Агитации' и Пропаганды КПСС. <...> Советские фильмы, по словам Льва Касиля, были «полны казенной красивости, которая скрывала многие изъяны». <...> Оказывается, что та самая советская кинематография, которая сорок лет под мажорные фанфары большевистской прессы неизменно объявлялась «самой передовой», «самой <...>