Общее впечатление уже складывается даже и при самом беглом просмотре: однообразие . <...> ЧУВСТВО ПРОВИНЦИИ С какой бы далекой колокольни ни смотреть на советское искусство (с Notre Dame de Paris, с не очень ли высокого римского Капитолия, или даже с Бранденбургских ворот в Берлине), впечатление одинаковое: чувство провинции. <...> И она не в силах спасти), прогуливаетесь ли по советскому отделу на международной выставке изобразительного искусства в Венеции, смотрите ли выступление советской пары вальсирующих конькобежцев-танцоров на международном турнире на льду стадиона Вены или перелистываете журналы с иллюстрациями или репродукциями с картин советских художников, — чувство провинции — неизменно, и чувство неловкости за нее — безошибочно. <...> Чувство провинции, большой, богатой по своим возможностям (не только материальным, но и моральным, творческим), не бесталанной, — о, нет! этого не скажешь! но . . провинции, какого-то скита сектантского, какого-то местечка или приусадебного участка, загнанного в бутылку и закупоренного, отгороженного от мира с его соблазнами. <...> И гения можно закупорить в смирительную бутылку соцреализма, хотя бы одним «вещественным» оформлением балетов. <...> О СКУКЕ И ОДНООБРАЗИИ Какое другое чувство неразлучно — как тень в солнечный день — следует за понятием «провинция»? <...> Представляет ли такую скуку однообразия советское искусство? <...> «Ведь враждебная пропаганда делает всё возможное, чтобы представить наше искусство безликим, унифицированным, с единообразней якобы (!) принудительной тематикой, где отдельные художники *) Но только в искусстве. <...> «Я взял с собой в Англию*) около 400 фотографий с произведений самых различных советских живописцев, графиков и скульпторов, чтобы показать всё многообразие течений советского искусства, всё богатство художественных индивидуальностей, существующих внутри единого метода социалистического реализма. <...> Не знать этого Шмаринов не может, и он знает, но . . не <...>