Он предчувствует, как обогатилась бы русская культура, начав взаимодействовать
с древними культурами "поганоязычных" народов- буддийской, индуистской, мусульманской. <...> Там- стройный пантеон языческих божеств, злых и добрых духов, а у нас- где оные? <...>
Воплотятся гротескно, ирреально, несуразно в фантастических сочинениях одного мелкопоместного
дворянина и двух честолюбивых разночинцев. <...> О
славянских обычаях и нравах оставили бесспорные свидетельства и Саксон Грамматик, и Адам
Бременский, и Гельмольд, и другие почтенные авторы Но псевдоисторический антураж в "Русских
сказках", в "Пересмешнике", в "Старинных диковинках", но мешанина из названий племён, реально
существовавших- и выдуманных, но смещение в пространстве и времени имён, фактов, событий- как
понять сие? <...> Владимир Савченко в замечательном труде "Русская народная сказка"
попросту от них отмахнулся. <...> Не осуждаем же мы ныне Пушкина за то, что поэма "Руслан и Людмила"
соткана по канве левшинских "Русских сказок". <...> Или Грибоедова, "перетянувшего" к себе в "Горе от ума"
и Чацкого, и Фамусова, и Молчалина из романа "Семейство Холмских" Бегичева (там есть ещё и героиня
Хлестова!) <...> И "Пересмешник", и "Русские сказки" выходили безымянными, их авторов
путали ещё и в нашем столетии. <...> В-третьих, наши творцы волшебно-богатырских фантазий на тему российской и всемирной истории не
скрывали, что источник их вдохновение- европейская, прежде всего французская литературная сказка
эпохи Просвещения, то есть сказка, где уже господствовал причудливый мир восточных сказаний,
вернее, подражаний оным, достаточно упомянуть "Историю персидского султана и его визирей" (1707),
"Тысячу и один день" (1710- 1712), "1001 четверть часа, татарские сказки" (1712), "Чудесные
приключения мандарина Фум-Хоама, китайские сказки" (1723), "1001 час, перуанские сказки". <...> в предисловии к
сборнику "Французская литературная сказка XVII- XVIII веков". <...> Кое-что о попутчике буржуазии <...>
Ю._Медведев._Летопись_неистовых_волшебств.pdf
Летопись неистовых волшебств
1. "Куда ты скачешь, верный конь?.."
Слившийся навеки с медным конём и медным змием, куда несётся сей властелин Сенатской площади?
Сей кощунник, глумившийся над верою предков на "всешутейших соборах"- и бивший исступленно
земные поклоны пред святыми образами? Сей хладнокровный убийца, не пощадивший жизней полутора
сотен тысяч своих подданных, на чьих костях и крови утвердился град в честь святаго Петра (да что там
простолюдины: с ледяным спокойствием позволивший умертвить собственного сына),- и бросившийся в
ледяную воду, дабы спасти погибающих матросов. Безусым отроком принявший власть над
неустроенной, раздираемой смутами землёй,- и зрелым мужем предъявивший миру могучую империю от
Тихого океана до Варяжского моря. Куда он скачет?
Он скачет на Полдень, на Полночь, на Заход и на Восход во все стороны света.
Он терзаем манией освоения мирового простора, ему, флотостроителю, далеко видно во все концы
планеты. Ему мало Чёрного моря и проливов турецких. Он слышит шум прибоя на брегах Индийского
океана- и снаряжает дорогостоящую Великую Северную экспедицию,- затея безумная по тем временам.
Он предощущает величие Русской Америки- от Аляски вниз, вниз по меридиану вдоль всего
пенобурунного берега. Он предчувствует, как обогатилась бы русская культура, начав взаимодействовать
с древними культурами "поганоязычных" народов- буддийской, индуистской, мусульманской.
Но что заставило великодержавного демона вздыбить скакуна, от чего отшатывается он, заслоняясь
медною десницей?
От ужасов несбывшегося и от сбывшихся ужасов.
Четверо его потомков-престолонаследников взойдут на трон после насильственных переворотов,
шестеро умрут насильственной смертью. И ни один не услышит зов мировых ветров, ни у одного не
запульсирует в характере океанического размаха воображения. Будут бездарно биться с Турцией за
проливы, бездарно проигрывать Цусиму, бездарно продавать за полушку Аляску. Бездарно направят
Россию по уныло-прусскому пути, расцвеченному блёстками "французистости", спуская природные
богатства за раззолоченные кареты и напудренные парики.
Император... В этом слове сплавлены блеск коротких римских мечей и дворцовое византийское
кознедейство. Но заметить орлиным взором со шпиля Адмиралтейства двуглавого орла на цитадели
Константинополя и убедиться, что перепорхнул оный и на Российский императорский гербмалоубедительно.
Потребны подобающие предания о многовековом величии. В Риме- Колизей, форум
императора Траяна, Аппиева дорога, развалины сотен дворцов. А что у нас- нет, не на месте СанктПетербурга,
тут всё ясно,- хотя бы на месте Москвы, Ярославля, Смоленска? Что здесь было три тысячи
лет тому назад?
Там, на брегах Тибра,- скрижали истории, римское право, длинный перечень античных словесных
творений. А здесь что? Неужели до Нестора-летописца нет никаких свидетельств имперского величия? И
ежели впрямь византийские хронисты упоминают деяния славян, начиная с пятого века до Рождества
Христова,- неужели у нас за полтора тысячелетия- ни строки? И ежели ходил вещий Олег под стены
Царьграда, так, может быть, мы и с римскими легионами в древности сходились на бранных полях?
Там- стройный пантеон языческих божеств, злых и добрых духов, а у нас- где оные? Разве что мелькнёт
то какой-то Лад в песне, то безызвестный Чур в присловице, то водяной в сказке, то русалка, то леший...
Медный исполин скачет во все стороны Времени, не в силах воплотить имперские посягновения в
приличествующие образы и формы.
Ах, кабы знал Петр Великий, кабы ведал, что самые тайные его помыслы отзовутся в следующим за ним
поколении. Отзовутся и даже воплотятся- но не в трагедиях, увы, не в подносных одах, увы, не в
творениях историков наподобие появившейся в 1767 году "Российской истории" Фёдора Эмина, где
доказывалось, что славянские посланники вели переговоры с самим Александром Македонским.
Стр.1