Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №5 2011

Ломоносов и русское просвещение: к 300-летию со дня рождения основателя Московского университета (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМаслин
Страниц21
ID378121
АннотацияНаследие М. В. Ломоносова рассматривается в контексте русского Просвещения 18 века, в сравнении с немецким и французским Просвещением. Дан анализ мировоззрения Ломоносова и его влияния на дальнейшее развитие русской философской мысли.
УДК1(470+571)
Маслин, М.А. Ломоносов и русское просвещение: к 300-летию со дня рождения основателя Московского университета / М.А. Маслин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2011 .— №5 .— С. 3-23 .— URL: https://rucont.ru/efd/378121 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Маслин* ЛОМОНОСОВ И РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ОСНОВАТЕЛЯ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Статья посвящена 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (1711—1765) — основателя Московского университета и первого русского ученого мирового значения. <...> Наследие Ломоносова рассматривается в контексте русского Просвещения ХVIII в., в сравнении с немецким (Aufklarung) и французским (Siecle de Lumieres) Просвещением. <...> В статье дан анализ мировоззрения Ломоносова и его влияния на дальнейшее развитие русской философской мысли. <...> Пушкина о том, что М.В. Ломоносов «создал первый университет» и что «он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», очень точно характеризуют первого русского ученого ∗ Маслин Михаил Александрович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Пушкин оценил Ломоносова как «самобытного сподвижника просвещения» наравне с Петром I и Екатериной II, подчеркивая тем самым значение его деятельности для судеб Отечества. <...> Более важным представляется в год 300-летнего юбилея великого ученого на примере его наследия акцентировать некоторые актуальные проблемы истории отечественной философской мысли и, шире, историко-философского россиеведения1. <...> В.В. Зеньковский, посвятивший специальную работу критическому анализу советских работ по истории русской философии, написанных в 1940—1950-е гг., указал на их «пропагандное» происхождение, коренившееся в стремлении догматизированного марксизма доказать «мнимый материализм русской науки и философии». <...> В действительности же, писал Зеньковский, «теоретический материализм 1 Основные контуры данной дисциплины изложены в докладе на IV Российском философском конгрессе: [М.А. Маслин, 2005, т. <...> Среди них Зеньковский называл Чернышевского, Плеханова и Ленина и при этом отмечал, что искание именно материалистического мировоззрения имеет свои корни вовсе не в русской <...>