Прокофьев* ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» В ИСТОРИИ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ (к вопросу об исторических изменениях типологии справедливости)** В статье обосновывается тезис о том, что появление термина «социальная справедливость» —одного из ключевых риторических инструментов современной политики было предопределено масштабным поворотом в истории социальной этики, который вернул проблеме честного распределения ресурсов статус центрального вопроса теории справедливости. <...> Истоки этого поворота связаны со смещением внимания философов с преимуществ экономической системы европейского капитализма на ее недостатки, среди которых — появление «новой бедности». <...> Внедрение термина «социальная справедливость» оказалось тесно связано не только с развитием коммунистической, социалистической и социалдемократической мысли, но и с реакцией католической философии на обострение социального вопроса. <...> Именно «социальные католики» начали систематически использовать сочетание слов «социальная справедливость», перехваченное позднее их принципиальными оппонентами. <...> Ключевые слова: западноевропейская этика XVIII—XIX вв., типология справедливости, социальная справедливость, моральный статус бедности. <...> 36 Вопрос о выделении типов справедливости традиционно является одним из центральных для социальной этики, и решается он не только в ходе создания согласованных, целостных классификаций. <...> Если заходит речь об «n-й» справедливости, в отличие от какой-то иной, то, как правило, под этим подразумевается необходимость разграничить между собой разные социально-этические принципы и сферу их практического воплощения. <...> В этой связи мне представляется перспективной гипотеза о том, что серьезные изменения в понимании справедливости всегда сопровождаются сдвигами в сфере ее типологизации. <...> Философы выделяют новые типы справедливости на основе обновленных критериев классификации, отрицают оправданность выделения <...>