Прогресс в машиностроении, на транспорте и в других областях тесно связан с проблемой повышения износостойкости узлов трения. <...> Нанесение покрытий и модифицирование поверхностного слоя — наиболее рациональный путь, позволяющий направленно изменять напряжённо-деформированное состояние в приповерхностном слое, деформационно-силовые параметры контактных областей и природу контактного взаимодействия тел [1]. <...> Одним из перспективных методов целенаправленного воздействия на качество поверхностного слоя является способ электроискрового легирования (ЭИЛ). <...> За счёт этого появляется возможность исключить нежелательные структурные превращения в основном металле, что позволяет уже десятки лет успешно использовать данный метод для получения на металлических поверхностях покрытий различного функционального назначения. <...> При электроискровом легировании происходит перенос материала, используемого в качестве анода, на поверхность обрабатываемой детали, которая в электрической схеме метода является катодом. <...> Использование ЭИЛ способствует повышению надёжности и долговечности узлов трения. <...> Задачей данной работы является исследование механических свойств покрытий, наносимых методом ЭИЛ с применением ряда доступных материалов и последующий обоснованный выбор материала электрода для создания покрытий с достаточно высокими механическими свойствами. <...> В качестве анода для нанесения покрытия электроискровым методом использовались следующие материалы: стеллит, стеллит с бронзой (БрАЖ-9), ВК6, ВК6 с бронзой, сталь Ст65Г. <...> Нанесение первого слоя покрытия проводилось на универсальной машине трения ТМ-7 с вращающимся роликом при использовании электроискрового генератора АРТА-5Л. <...> Исследование механических свойств покрытий на микроуровне проводилось с помощью системы анализа механических свойств материалов проведения исследований на комплексе 600 фирмы роликов с покрытием из различных материалов <...>