В XXI веке в России интенсивно развивается подвесной канатный транспорт. <...> За последние 15 лет было введено в эксплуатацию более 110 пассажирских канатных дорог (ПКД), а в 2011–2014 гг. только в Красной Поляне, Домбае, Архызе, Приэльбрусье их построено около 100. <...> В России функционируют маятниковые и кольцевые дороги с неотцепляемым подвижным составом. <...> В то же время строятся и эксплуатируются современные высокоскоростные канатные дороги с отцепляемым подвижным составом протяжённостью до 10 км. <...> На очереди — использование мобильных дорог в труднопроходимой горной местности и комфортабельного канатного транспорта (канатного метро) в условиях современных мегаполисов. <...> Федеральное законодательство относит канатные дороги к третьему классу опасных производственных объектов [1]. <...> В наши дни широко внедряются канатные дороги нового поколения — более совершенные по конструкции, управлению и обслуживанию. <...> При этом многократно возрастает ответственность за их безопасную эксплуатацию и, соответственно, требования к профессиональной подготовке обслуживающего персонала и к предаттестационной подготовке специалистов, эксплуатирующих ПКД. <...> В сложившейся ситуации необходимо сформулировать чёткие требования к учебным организациям, осуществляющим профессиональное обучение обслуживающего персонала ПКД и предаттестационную подготовку специалистов по промышленной безопасности канатных дорог. <...> В частности, следует определить содержание соответствующих учебных программ, включая производственное обучение. <...> 1 4 , № 3 ( 7 8 ) Одна из главных сложностей в процессе эксплуатации ПКД — проведение спасательной операции в случае аварии или инцидента на дороге. <...> Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10-559-03) [2] требуют, чтобы от начала остановки дороги до момента спасения последнего пассажира проходило не более 3 часов. <...> Однако реальное время проведения спасательной <...>