ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ 21 УДК 622.013 Цели и функции российской и международной систем оценки ресурсов и запасов А. Твердов <...> Жура, канд. экон. наук, руководитель экономической оценки горных предприятий IEEC (группа IMCMontan) Степень участия государственных органов в сфере оценки МСБ и контроля недропользования в России традиционно очень высокая, что отличает ее от многих зарубежных систем. <...> Это обусловлено как историческим путем развития российской системы оценки минеральных ресурсов, так и Конституцией РФ, определяющей монополию государства на владение недрами. <...> В систему оценки запасов и контроля недропользования в России вовлечены: геологи (независимые или интегрированные в структуру недропользователя); недропользователь (частный или государственС ный); государственные органы надзора за рациональным недропользованием. <...> Геологическое изучение, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых в соответствии с Законом РФ «О недрах» осуществляются на основании лицензий установленного образца. <...> Лицензия может предоставлять право изучения и разработки недр частному недропользователю и выдается на срок, как правило, 20–25 лет (с возможностью пролонгации) или на период отработки запасов на основании результатов открытого конкурса или аукциона. <...> Геолого-экономическая оценка недр осуществляется в соответствии с критериями и требованиями, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр, регламентирующими последовательность и методологию оценочных работ. <...> © Твердов А., Жура А., Никишичев С., 2013 Рациональное освоение недр №2 2013 Даны краткий анализ и история развития российской системы классификации запасов и минеральных ресурсов. <...> Рассмотрены отличительные особенности применяемой в России системы оценки ресурсов и запасов в сопоставлении с международными критериями, а также возможные аспекты применения отчетов по оценке запасов. <...> Следует подчеркнуть <...>