Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Е.Н. Михеева
музицирования:
теория
Основы
и практика
Учебное пособие
Архангельск
ИПЦ САФУ
2013
1
Стр.1
УДК [78+378.016+004.9](075)
ББК 85.310.7+74.58+32.973.26-018.2
М695
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Рецензенты:
кандидат педагогических наук Л.А. Перова,
кандидат педагогических наук Е.Е. Шувалова
М695
Михеева, Е.Н.
Основы музицирования: теория и практика: учеб. пособие / Е.Н. Михеева;
Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ,
2013. – 184 с.
ISBN 978-5-261-00808-8
В пособии раскрываются теоретические и практические основы музицирования
(музицирование как средство формирования творческих качеств личности, принципы
и формы музицирования в ходе учебно-творческой работы, конструирование и
подбор аккомпанементов, приемы варьирования и импровизации, сочинение музыкальных
миниатюр). Подробно представлено использование компьютерной программы
Finale 2005 в процессе музицирования. Практикум, включающий песенный репертуар
для детей дошкольного и школьного возраста, позволит закрепить полученные
теоретические знания.
Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое
образование» (профиль «Музыка»), а также может быть использовано
в системе среднего профессионального образования (специальность «Музыкальное
образование»).
УДК [78+378.016+004.9](075)
ББК 85.310.7+74.58+32.973.26-018.2
ISBN 978-5-261-00808-8
© Михеева Е.Н., 2013
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2013
2
Стр.2
Оглавление
Предисловие ........................................................................................................................
Часть I. Основы музицирования
Глава 1. Теоретические основы музицирования
1.1. Музицирование как средство формирования творческих качеств личности ....
1.2. Особенности организации музицирования в учебно-творческой работе .......
1.3. Формы музицирования...........................................................................................
1.3.1. Конструирование и подбор аккомпанемента ..............................................
1.3.2. Импровизация и варьирование .....................................................................
1.3.3. Сочинение как метод познания .....................................................................
1.4. Применение компьютерных технологий в процессе музицирования ..............
Вопросы и задания ...............................................................................................................
Глава 2. Практические основы музицирования
2.1. Конструирование и подбор аккомпанементов по буквенно-цифровой системе
аккордов ..............................................................................................................
2.1.1. Принципы конструирования и подбора аккомпанементов по буквенноцифровой
системе аккордов ..........................................................................
2.1.2. Типы аккомпанементов .................................................................................
2.1.3. Виды фигураций .............................................................................................
2.1.4. Алгоритмические приемы конструирования аккомпанементов ..............
Упражнения-тренинги и задания на развитие и закрепление навыков подбора и
конструирования аккомпанементов .................................................................................
2.2. Приемы варьирования и импровизации ..............................................................
Упражнения-тренинги и задания на развитие и закрепление навыков варьирования
и импровизации .............................................................................................................
2.3. Сочинение музыкальных миниатюр как комплексная форма музицирования
2.3.1. Алгоритм сочинения инструментальных жанровых миниатюр ..............
2.3.2. Алгоритм сочинения вокальных миниатюр ...............................................
2.3.3. Сочинение вступления к песне .....................................................................
Упражнения-тренинги и задания на развитие и закрепление навыков сочинения
музыкальных миниатюр .....................................................................................................
Часть II. Набор нотного текста в программе Finale 2005
в процессе музицирования
Глава 3. Особенности набора нотного текста в редакторе Finale 2005
3.1. Палитра инструментов ...........................................................................................
3
48
10
16
19
21
22
24
26
28
29
30
32
33
34
35
38
41
42
44
44
45
46
7
Стр.3
1. Формирование, открытие, сохранение и печать документа ...........................
2. Корректировка документа ...................................................................................
3. Настройка записи и воспроизведения музыкального текста ..........................
4. Набор нотного текста (ноты и паузы) ................................................................
5. Палитра основных инструментов ......................................................................
6. Палитра дополнительных инструментов ..........................................................
7. Палитра инструментов для компоновки документа ........................................
8. Палитра навигационных инструментов и масштабирования страницы ......
3.2. Формирование, набор и сохранение документа ..................................................
1. Формирование документа с помощью Мастера настройки ..........................
2. Подключение MIDI-клавиатуры и выбор звуковой карты .............................
3. Набор нот в режиме Простой ввод ....................................................................
4. Набор нот в режиме Быстрый ввод ...................................................................
5. Набор нот в режиме Гипер Скрайб .....................................................................
6. Набор нот в многоголосных партитурах ...........................................................
3.3. Работа в различных режимах Final 2005 ................................................................
1. Режим Такт ...........................................................................................................
2. Режим Аккорд .......................................................................................................
3. Режим Текст .........................................................................................................
4. Режим Временная запись .....................................................................................
5. Режим Ключевая запись .......................................................................................
6. Режим Ключ ..........................................................................................................
7. Режим Автоформа ...............................................................................................
8. Режим Экспрессия ................................................................................................
9. Режим Повтор ......................................................................................................
10. Режим Правка материала .................................................................................
11. Режим Артикуляция ...........................................................................................
12. Режим Выбор .......................................................................................................
13. Режим Нотный стан ..........................................................................................
14. Режим Дуоль ........................................................................................................
15. Режим Особые функции .....................................................................................
3.4. Способы сохранения нотного материала .............................................................
1. Файловые форматы цифровой музыки ..............................................................
2. Сохранение документа как файла нотации программы Finale в формате
Coda Notation (c расширением *.MUS) ..............................................................
3. Сохранение документа как аудио-файла в формате WAV и MP3 (с расширением
*.wav и *.mp3) ..........................................................................................
4. Сохранение документа как файла в формате MIDI (с расширением *.mid)
5. Сохранение документа в графическом формате TIFF (с расширением *.tif)
Упражнения-тренинги и задания на развитие и закрепление навыков верстки и
сохранение нотного материала в Finale 2005 .................................................................
Часть III. Практикум по музицированию и верстке нотного материала
в программе Finale 2005 на основе песенного репертуара для детей
1. Автомобиль. Муз. Е. Смирновой, сл. С. Смирнова .....................................................
2. Ах, какая осень! Муз. и сл. З. Роот ................................................................................
3. Бабушка Погода. Муз. В. Чистякова, сл. Г. Кружкова .................................................
4. Бьют часы на старой башне. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина ...............................
4
102
103
104
105
48
48
49
50
51
55
57
57
58
58
60
61
63
65
66
67
67
71
74
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
90
90
91
91
93
95
96
Стр.4
5. В горнице. Муз. А. Морозова, сл. Н. Рубцова ..............................................................
6. Ваши глаза. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина ...........................................................
7. Воробьиная песенка. Муз. З. Компанейца, сл. П. Синявского ...................................
8. Где музыка берёт начало? Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина ...................................
9. Голуби. Муз. и сл. С. Трофимова ...................................................................................
10. Грибочки. Муз. и сл. Н. Куликовой .............................................................................
11. Дельфины. Муз. М. Минкова, сл. О. Анофриева ........................................................
12. Дерева. Муз. и сл. Е. Бачурина .....................................................................................
13. Если хочешь быть военным. Муз. и сл. народные .....................................................
14. Есть только миг. Муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва ...............................................
15. Земля, где так много разлук. Муз. В. Лебедева, сл. Ю. Ряшенцева .........................
16. Зимние радости. Муз. и сл. В. Шестаковой ................................................................
17. Зимний сад. Муз. В. Чайки, сл. С. Осиашвили ...........................................................
18. Зимняя сказка. Муз. и сл. С. Крылова .........................................................................
19. Ивушки. Муз. и сл. неизвестного автора ....................................................................
20. Как здорово. Муз. и сл. О. Митяева .............................................................................
21. Катерок. Муз. М. Минкова, сл. С. Козлова .................................................................
22. Кисуня и Крысуня. Муз. и сл. М. Яснова ...................................................................
23. Колыбельная медведицы. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева ..............................
24. Колыбельная. Муз. Р. Паулса, сл. Аспазии .................................................................
25. Конь. Муз. И. Матвиенко, сл. А. Шаганова ................................................................
26. Новогодняя песенка. Муз. Г. Гладкова, сл. И. Шаферана .........................................
27. Осенний бал. Муз. и сл. Л. Марченко ..........................................................................
28. От носика до хвостика. Муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского ..........................
29. Папа. Муз. и сл. Г. Силиной ..........................................................................................
30. Песенка Мамонтёнка. Муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящей ..............................
31. Песенка про Непогодицу. Муз. и сл. Е. Болдыревой .................................................
32. Песня о первой любви. Муз. А. Петрова, сл. Л. Куклина .........................................
33. Песня юнги. Муз. и сл. Н. Шуть ..................................................................................
34. Пёстрый колпачок. Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой .............................................
35. Пингвинёнок. Муз. и сл. Е. Гомоновой .......................................................................
36. Посвящение друзьям («Разбросала косы русые берёза…»). Муз. и сл. А. Волкова
37. Потанцуй со мной, дружок! Немецкая народная песня ............................................
38. Разговор с дождиком. Муз. Л. Аксёновой, сл. С. Королёвой....................................
39. Снег кружится. Муз. С. Березина, сл. Л. Козловой ....................................................
40. Солнечная капель. Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой .........................................
41. Солнечный зайчик. Муз. В. Мурадели, сл. М. Садовского.......................................
42. Сонная песенка. Муз. Р. Паулса, сл. О. Петерсон ......................................................
43. Сто вопросов «Почему?» Муз. В. Филатовой, сл. А. Гладкова ................................
44. Телега. Муз. М. Минкова, сл. М. Пляцковского ........................................................
45. Царевна-несмеяна. Муз. и сл. Г. Шангина-Березовского ..........................................
46. Чёрное и белое. Муз. Э. Колмановского, сл. М. Танича ............................................
47. Чистые пруды. Муз. Д. Тухманова, сл. Л. Фадеева ...................................................
48. Школьная пора. Муз. И. Зубкова, сл. К. Арсенева ....................................................
49. Школьный романс. Муз. Е. Крылатова, сл. Н. Пляцковской ....................................
50. Я – отважный капитан. Муз. К. Акимова, сл. Г. Георгиева ......................................
Заключение .........................................................................................................................
5
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
Стр.5
Приложения
1. Алгоритмические варианты (конструкты) конструирования аккомпанементов
2. Строение и буквенно-цифровое обозначение аккордов ........................................
3. Музыкальный материал для анализа аккомпанементов .......................................
4. Последовательности аккордов для конструирования аккомпанементов, импровизации
и сочинения ...........................................................................................
Рекомендуемая литература .............................................................................................
Библиографический список ............................................................................................
155
160
163
176
178
180
6
Стр.6
Предисловие
Художник, воспитай ученика,
чтоб было у кого потом учиться.
Е.М. Винокуров
Загадка творчества всегда волновала человечество. Однако в различные эпохи
отношение к нему менялось в зависимости от мировоззрения человека, от
признанного источника творчества: Божественного или человеческого. Творчество
отражает сущность личности и является выражением ее внутренней свободы.
Суть творчества – не столько в создании новых, уникальных и неповторимых
произведений искусства, художественных идей или открытий, сколько
в постижении человеком своей уникальности и потенциальной творческой бесконечности
(Н.И. Непомнящая). Творчество есть сила трансформирующая, способствующая
положительной самооценке личности и ее продвижению вперед
на пути развития (Н. Роджерс). Творчество – это способность человека удивляться,
познавать и находить решения в нестандартных ситуациях (Э. Фромм).
В настоящем пособии мы рассмотрим формы музицирования, способствующие
саморазвитию личности через активную включенность в учебно-творческую
деятельность.
Музицирование является по своей сути интерактивной формой творчества,
так как предполагает самостоятельный поиск различных решений поставленных
задач, а не копирование готовых схем. Свободное владение основными
средствами и формами музицирования при игре на музыкальном инструменте
является одним из важнейших показателей профессионализма музыканта. Как
показывает практика, наиболее востребованными в профессиональной деятельности
педагога-музыканта являются следующие формы музицирования: подбор,
конструирование и переложение аккомпанемента, импровизация, сочинение.
Кроме того, данные формы самостоятельного музицирования зачастую
требуют от музыканта знаний основ музыкальных компьютерных технологий,
умений письменной фиксации музыкальных композиций и творческих идей (сочинений).
Однако далеко не все специалисты в области музыкального образования
владеют навыками самостоятельного музицирования (без готового нотного
материала), что приводит к снижению качества выполняемой работы. Так, например,
при подборе аккомпанементов нередко используются фигурации, не соответствующие
характеру данной мелодии, не всегда корректно гармонизуется
сама мелодия, ограничен выбор в применении различных приемов конструирования
аккомпанементов и т.д. Представленная в пособии информация об имеющихся
общих закономерностях, формах и средствах музицирования, условиях,
необходимых для успешного овладения ими, поможет не только будущему учи7
Стр.7
телю музыки (музыкальному руководителю), но и практикующему педагогумузыканту
найти наиболее эффективные пути к собственному профессиональному
росту.
Таким образом, основой учебного пособия является систематизация, обобщение
теоретических основ музицирования и адаптация их к условиям учебнотворческой
и практической деятельности педагога-музыканта.
В процессе изучения материала пособия предполагается выполнение следующих
задач:
– ознакомление будущих педагогов-музыкантов, а также педагогов-практиков
с теоретическими основами музицирования;
– обоснование необходимости овладения различными формами музицирования;
–
расширение знаний педагогов-музыкантов в области информационно-компьютерных
технологий через ознакомление с основами работы в программе
Finale;
– адаптация информации, способствующей формированию навыков самостоятельной
работы, к реальным практическим условиям профессиональной деятельности
педагога-музыканта.
Предлагаемые в учебном пособии формы музицирования апробированы в
ходе многолетней практики в рамках авторских курсов: «Основы элементарного
музицирования», «Аккомпанемент с элементами музицирования», «Аранжировка
аккомпанемента эстрадной песни на синтезаторе», «Компьютерные
технологии в музыке», «Информационные технологии в музыкальном образовании».
Их применение позволило получить высокие результаты обучения студентов,
способствовало повышению творческой активности будущих педагоговмузыкантов.
Анализ полученных результатов убедительно доказывает необходимость
внедрения рассматриваемых автором форм музицирования в учебный
процесс как эффективных средств, способствующих развитию самостоятельности
студента и его творческого потенциала.
8
Стр.8