МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Учебно-методическое пособие
Составитель
И. А. Журавлева
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
1
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Современная философия истории» относится к
циклу «Дисциплины Федерального государственного образовательного
стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки
47.04.01 – Философия (магистратура)» и входит в вариативную (дисциплина
по выбору) часть этого цикла.
Содержание и логика программы определяются требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта к данной
дисциплине. В программе реализован целостный подход к изучению курса
«Современная философия истории», согласно которому последовательно
рассматриваются основные разделы дисциплины. Это обусловило
структуру курса, которая включает в себя несколько тематических
разделов, охватывающих основные проблемы философии истории на
современном этапе.
Цель изучения данной дисциплины – ознакомление обучающихся с
современными представлениями о проблемах исторического развития и исторической
науки в философии; формирование у них умения ориентироваться
в проблемном поле методологии современного социального познания;
стимулирование у магистрантов потребности в развитии самостоятельного
критического мышления и отношения к действительности.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
1) формирование системы знаний по современной философии истории;
2) развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности
в области философско-исторической проблематики;
3) развитие способностей к сопоставлению, сравнению и оценке различных
направлений философского осмысления исторического процесса и
исторической науки;
4) формирование навыков использования полученных знаний в собственной
педагогической деятельности.
Рассмотрение современных проблем в области философии истории
позволяет магистрантам осмыслить место и роль исторической науки в
структуре социально-философского знания, рассмотреть основные направления
современной философии истории.
Курс рассчитан на 18 часов лекционных занятий и 54 часа самостоятельной
работы.
Исходя из этого, автор включил в программу не только основное содержание
дисциплины «Современная философия истории», но и материалы
для самоподготовки к зачету, а также список литературы для обязательного
изучения.
Все выполняемые магистрами самостоятельные задания подлежат последующей
проверке преподавателем. Для получения допуска к зачету сту3
Стр.3
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Предмет современной философии истории: осмысление
исторического процесса и философия историописания
Субстантивная и аналитическая философия истории: от анализа исторического
процесса к исследованию когнитивных механизмов исторической
науки. Возникновение конструктивистской гипотезы в теории историописания
в конце XIX в. Немецкий историзм. Школа «Анналов» и французская
историография начала XX в. Методология исторической науки
А. С. Лаппо-Данилевского.
Тема 2. Аналитическая философская традиция и проблема сотношения
объяснения и описания в истории
А. Данто. Специфика исторического повествования. У. Э. Гэлли и понятие
«прослеживаемости» в историческом тексте. Л. Минк. Конфигурирующее
понимание как метод исторического исследования. Значение аналитической
философии истории XX в. для развития исторической науки.
Тема 3. «Лингвистический поворот» в историописании
Р. Барт. Постструктуралистский подход к методологии исторической
науки. А. Луч о техниках повествования в истории, роль мифа и истории в
картинах мира разных культур. Структура нарратива: В. Пропп, К. ЛевиСтросс,
А. Греймас, Р. Уэллек, Р. Келлог. «Точка зрения» и композиция
текста: Лабокк, Н. Фрай, Бахтин, У. Бут, Б. Успенский. Х. Уайт. Эпистемология,
этика, эстетика, идеология исторического текста: тропологический
подход. Ф. Анкерсмит. Понятие нарративной субстанции.
Основная литература
ва : Высш. шк., 2010. – 423 с.
1. Зотов А. Ф. Современная западная философия / А. Ф. Зотов. – МоскДополнительная
литература
1. Анкерсмит Ф. История и тропология : взлет и падение метафоры /
Ф. Анкерсмит. – Москва : Прогресс-Традиция, 2003. – 496 с.
2. Анкерсмит Ф. Нарративная логика : семантический анализ языка
историков / Ф. Анкерсмит. – Москва : Идея-Пресс, 2003. – 360 с.
3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. – Москва
: Прогресс, 1989. – 612 с.
4. Барт Р. Система Моды : статьи по семиотике культуры / Р. Барт. –
Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – 512 с.
5. Блок М. Апология истории или ремесло историка / М. Блок. – Москва
: Наука, 1986. – 288 с.
6
Стр.6
6. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность
/ Ф. Бродель // Философия и методология истории. – Москва :
Наука, 1977. – С. 115–142.
7. Вен П. Как пишут историю : опыт эпистемологии / П. Вен. – Москва
: Научный мир, 2003. – 394 с.
8. Визгин В. П. Мишель Фуко – теоретик цивилизации знания /
В. П. Визгин // Вопр. философии. 1995. – № 4. – С. 37–47.
9. Визгин В. П. Постструктуралистская методология истории : достижения
и пределы / В. П. Визгин // Одиссей. Человек в истории. – Москва :
Наука, 1997. – С. 39–59.
10. Гемпель К. Г. Логика объяснения / К. Г. Гемпель. – Москва : Дом
интеллект. книги, русское феноменолог. об-во, 1998. – 240 с.
11. Данто А. Аналитическая философия истории / А. Данто. – Москва
: Идея – Пресс, 2002. – 292 с.
12. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук
/ Ж. Деррида // Письмо и различие. – Санкт-Петербург : Академ. проект,
2000. – С. 352–368.
13. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории : автобиография / Р. Дж. Коллингвуд.
– Москва : Наука, 1980. – 482 с.
14. Копосов Н. Е. Как думают историки / Н. Е. Копосов. – Москва :
Новое лит. обозрение, 2001. – 326 с.
15. Кохановский В. П. Философия и методология науки /
В. П. Кохановский. – Ростов-н/Д. : Феникс, 1999. – 576 с.
16. Кукарцева М. А. Современная философия истории США /
М. А. Кукарцева. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 1998. – 321 с.
17. Репина Л. П. История исторического знания / Л. П. Репина,
В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – Москва : Дрофа, 2004. – 288 с.
18. Савельева И. М. Теория исторического знания : учеб. пособие /
И. М. Савельева, А. В. Полетаев. – Санкт-Петербург : Алетейя ; Москва :
ГУ ВШЭ, 2008. – 523 с.
19. Уайт Х. Метаистория. Историческое воображение в Европе
XIX века / Х. Уайт. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 528 с.
20. Февр Л. Бои за историю / Л. Февр. – Москва : Наука, 1991. – 627 с.
ВОПРОСЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (зачет)
1. Место исторической науки в социальном познании.
2. Философия истории: субстантивная и аналитическая модели.
3. В. Дильтей и «Критика исторического разума».
4. Г. Риккерт. Значение метода отнесения к ценности в исторической
науке.
5. М. Вебер и «идеальные типы» в истории.
6. Дж. Коллингвуд и Б. Кроче. История как порождение духа.
7. Школа «Анналов» и проблема синтеза в истории.
7
Стр.7
8. Методология исторической науки А. С. Лаппо-Данилевского.
9. Язык и метод аналитической философии истории.
10. А. Данто. Специфика исторического повествования.
11. У. Э. Гэлли и понятие прослеживаемости в историческом тексте.
12. Л. Минк. Конфигурирующее понимание как метод исторического
исследования.
13. Значение аналитической философии истории XX века для развития
исторической науки.
14. Р. Барт. Постструктуралистский подход к методологии исторической
науки.
15. Йельская школа. Стилистические эффекты воссоздания исторической
реальности.
16. А. Луч о технике повествования в истории. Миф и история.
17. Структура нарратива: В. Пропп, К. Леви-Стросс, А. Греймас.
18. «Точка зрения» и композиция текста: Лабокк, Фрай, Бахтин, Бут.
19. Х. Уайт. Эпистемология, этика, эстетика, идеология исторического
текста: тропологический подход.
№ Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации
1. Р. Барт. Постструктуралистский подход к методологии исторической
науки.
№ Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации
1. Л. Минк. Конфигурирующее понимание как метод исторического
исследования.
Оценка
Зачтено
Критерии оценок
Ставится при условии, если обучаемый знает основной
материал, а при выполнении письменной работы
– задание выполнено, но допускались ошибки, не
отразившиеся на качестве выполненной работы.
Не зачтено
Ставится в том случае, когда обучаемый не смог
достаточно полно и правильно ответить на поставленные
вопросы, а при выполнении письменной работы
– если задание не сделано или допущены грубые
ошибки.
8
Стр.8