МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» М.В. Погорелова ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РУССКОЙ ГРАММАТИКИ Рабочая тетрадь Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждена научно-методическим советом филологического факультета 12 марта 2015 г., протокол № 3 Рецензент – кандидат филологических наук Е.В. Сидорова Рабочая тетрадь подготовлена на кафедре гуманитарных наук и искусств филологического факультета Рекомендована иностранным студентам-магистрантам филологических факультетов университетов второго года обучения. <...> Для направления 45.04.01 – Филология СОДЕРЖАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ВИДОВ ГЛАГОЛА . <...> 4 Употребление видов глагола в прошедшем и будущем времени . <...> 7 Употребление видов глагола в повелительном наклонении . <...> 9 Употребление видов глагола в сложном предложении . <...> 15 ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ . <...> 33 3 ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ВИДОВ ГЛАГОЛА Употребление видов глагола в прошедшем и будущем времени Упражнение 1. <...> Вместо точек поставьте глагол нужного вида в прошедшем времени. <...> Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида, изменив временные обозначения. <...> Образец: Ирина готовилась к контрольной работе несколько вечеров. <...> – Ирина подготовилась к контрольной работе за несколько вечеров. <...> Раскройте скобки, употребляя глагол НСВ или СВ в прошедшем времени. <...> Раскройте скобки, употребляя глагол НСВ или СВ в будущем времени. <...> Закончите предложения, употребив глаголы в форме будущего времени. <...> Вместо точек вставьте глагол несовершенного или совершенного вида. <...> Вместо точек вставьте конструкции с глаголом мочь/смочь в нужной форме с глаголом НСВ или СВ и отрицательной частицей не. <...> 8 Употребление видов глагола в повелительном наклонении Упражнение 10. <...> Используя глаголы в повелительном наклонении с отрицанием, ответьте на вопросы <...>
Трудные_случаи_русской_грамматики.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
М.В. Погорелова
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ
РУССКОЙ ГРАММАТИКИ
Рабочая тетрадь
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ВИДОВ ГЛАГОЛА ................................... 4
Употребление видов глагола в прошедшем и будущем времени ...... 4
Употребление видов глагола в инфинитиве .......................................... 7
Употребление видов глагола в повелительном наклонении ............ 9
Употребление видов глагола в сложном предложении .................. 10
СКЛОНЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ .............................. 15
ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ ............................................................... 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................ 33
3
Стр.3
Упражнение 5. Раскройте скобки, употребляя глагол НСВ или СВ
в будущем времени.
1. Ничего не _________________________ (случаться/случиться), если ты
опоздаешь на
пять минут на
работу. 2. Завтра
я
не
_________________________ (делать/сделать) эту работу, у меня и без неё
много дел. 3. Я не _________________________ (прощать/простить) ему
его
предательства. 4. Мы не
(возвращаться/вернуться)
до
_________________________
(помогать/помочь) ему, он должен сделать всё сам. 5. Я уверен, что он не
_________________________
вечера.
6. Давайте не _________________________ (оглядываться/оглянуться) на
прошлое. 7. Я не _________________________ (спорить/поспорить) с
тобой, это бесполезно.
Упражнение 6. Закончите предложения, употребив глаголы в
форме будущего времени.
1. В следующее воскресенье _______________________________________
________________________________________________________________
2. Во время студенческих каникул __________________________________
________________________________________________________________
3. После окончания учебного года __________________________________
________________________________________________________________
4. Сегодня вечером _______________________________________________
________________________________________________________________
5. Во время экзаменационной сессии ________________________________
________________________________________________________________
6. На следующем занятии __________________________________________
________________________________________________________________
6
Стр.6
Употребление видов глагола
в инфинитиве
Упражнение 7. Выберите из скобок инфинитив соответствующего
вида.
1. Вы уже привыкли ___________________ (вставать – встать) рано?
2. Я ещё не успел ______________ (читать – прочитать) этот журнал.
3. Что вы успели ________________ (смотреть – посмотреть) в Москве?
4. Где можно ________________ (покупать – купить) билеты на поезд?
5. Кто смог __________________ (помогать – помочь) вам в этом деле?
6. Он привык ___________________ (отдыхать – отдохнуть) после обеда.
7. Я еще не кончил ________________ (писать – написать) это письмо.
8. Когда вы начали ______________ (изучать – изучить) русский язык?
9. Он отговорил меня ___________________ (ехать – уехать) в этом году в
Сочи.
10. Ты не забыл ___________________ (заходить – зайти) в магазин?
Упражнение 8. Вместо точек вставьте глагол несовершенного или
совершенного вида. Объясните ваш выбор. Укажите варианты.
1. Скоро конец рабочего дня, надо ___________________ работу. – Сегодня
надо
___________________
работу
к
восьми
часам
(заканчивать/закончить). 2. Надо ___________________ далеко от родных,
чтобы понять, как много ты потерял. – Уже восемь часов вечера, надо
___________________ домой (ехать/уехать). 3. Прежде чем принимать
окончательное решение, надо ___________________ с друзьями. – Всегда
надо ___________________ с другими людьми, чтобы избегать ошибок
(советоваться/посоветоваться). 4. Хочешь не хочешь, а к приходу гостей
надо ___________________ квартиру. – Конечно, хочется посмотреть
телевизор, но надо ___________________ квартиру (убирать/убрать).
7
Стр.7
Упражнение 9. Вместо точек вставьте конструкции с глаголом
мочь/смочь в нужной форме с глаголом НСВ или СВ и
отрицательной частицей не.
1. Вы уже
написали
______________________________
контрольную
работу
(писать/написать)
и
завтра
её. 2. Я
______________________________ (объяснять/объяснить) вам это правило,
я сам его не знаю. 3. У него всегда был свой взгляд на вещи, боюсь, он
______________________________ (соглашаться/согласиться) с нами. 4.
Многого я не знаю и поэтому ______________________________
(отвечать/ответить) на все ваши вопросы. 5. Если ты не хочешь,
______________________________ (доедать/доесть) суп. 6. В нашем деле
он человек новый и ______________________________ (справляться/
справиться) с этим заданием. 7. Вадим ______________________________
(читать/прочитать) всю монографию, выбрать только те главы, которые
касаются его дипломной работы. 8. Тебе не стоит кричать, он всё равно
______________________________ (слышать/услышать) твои слова. 9. Он
______________________________ (опровергать/ опровергнуть) мои слова,
потому что его там не будет. 10. Контрольная очень сложная, и те из вас,
кто недостаточно к ней готов,
______________________________
(справляться/справиться) с некоторыми заданиями. 11. Я заканчиваю
работу в пять часов и ______________________________ (успевать/успеть)
вовремя приехать на встречу с тобой. 12. Не надо думать, что она
специально не выполнила твою просьбу, она ведь просто
______________________________ (вспоминать/вспомнить) о ней. 13. Вы
______________________________ (записывать/записать) мои слова,
достаточно прослушать эту информацию. 14. Он плохо подготовлен и
______________________________
экзамены. 15. У меня
завтра
(сдавать/сдать)
весь
вечер
вступительные
занят, и я
______________________________ (встречаться/встретиться) с вами.
8
Стр.8