Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

История европейской музыки (110,00 руб.)

0   0
АвторыВолобуева Татьяна Николаевна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц38
ID371004
Аннотация Структура данного издания представляет собой подробное описание содержания курса, перечень вопросов к семинарским занятиям, рекомендуемой для изучения основной, дополнительной литературы, списка рекомендуемых для прослушивания музыкальных произведений, вопросы для самостоятельной подготовки и список вопросов к зачёту.
Кому рекомендованоРекомендованы студентам 1-го курса факультета философии и психологии.
История европейской музыки / Т.Н. Волобуева .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 38 с. — 38 с. — URL: https://rucont.ru/efd/371004 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ Учебная программа курса и планы семинарских занятий Составитель: Т. Н. Волобуева Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждены научно-методическим советом факультета философии и психологии 7 мая 2015 г., протокол № 1400-04 Рецензент канд. филос. наук, доцент Д. Г. Кукарников Учебная программа курса и планы семинарских занятий подготовлены на кафедре культурологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «История европейской музыки» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 – Культурология (бакалавриат), она входит в вариативную (общепрофессиональную) часть этого цикла и адресована студентам первого курса. <...> Цель изучения учебной дисциплины – формирование у студентов навыков самостоятельного изучения музыки как одного из видов искусства, показ важности, необходимости изучения истории музыки как элемента широкого, целостного пласта художественной культуры, в контексте которого развивается музыкальное творчество, меняется его взаимодействие с другими видами искусств. <...> Основными задачами учебной дисциплины являются: – формирование системы знаний об основных этапах развития музыкальной культуры, месте музыки в системе пространственно-временных и зрелищных видов искусства; – воспитание способности слушать и понимать музыкальное произведение в социальном и художественно-историческом контекстах; – знание фактов и художественных явлений музыкальной истории России и Европы, закономерностей развития музыкального творчества; – укрепление устойчивого интереса <...>
История_европейской_музыки_.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
История_европейской_музыки_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ Учебная программа курса и планы семинарских занятий Составитель: Т. Н. Волобуева Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «История европейской музыки» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 033000 – Культурология (бакалавриат), она входит в вариативную (общепрофессиональную) часть этого цикла и адресована студентам первого курса. Читается во втором семестре, когда студенты уже подготовлены к её восприятию после изучения дисциплин «Отечественная история» и «Введение в культурологию». Цель изучения учебной дисциплины – формирование у студентов навыков самостоятельного изучения музыки как одного из видов искусства, показ важности, необходимости изучения истории музыки как элемента широкого, целостного пласта художественной культуры, в контексте которого развивается музыкальное творчество, меняется его взаимодействие с другими видами искусств. Основными задачами учебной дисциплины являются: – формирование системы знаний об основных этапах развития музыкальной культуры, месте музыки в системе пространственно-временных и зрелищных видов искусства; – воспитание способности слушать и понимать музыкальное произведение в социальном и художественно-историческом контекстах; – знание фактов и художественных явлений музыкальной истории России и Европы, закономерностей развития музыкального творчества; – укрепление устойчивого интереса к музыке, умение использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины «История европейской музыки» студент должен знать место музыки в системе пространственно-временных и зрелищных видов искусства; особенности и основные этапы исторического развития отечественной и европейской музыки; основные понятия и термины; обязательные музыкальные произведения, предусмотренные программой курса. Уметь различать основные музыкальные стили и направления, выделять типы музыкальной культуры различных культурных эпох; владеть понятийным аппаратом, понимать проблематику и специфику музыкальной культуры, ориентироваться в современной музыкальной среде; использовать полученные знания в области музыкальной культуры в своей профессиональной деятельности. По дисциплине «История европейской музыки» предусмотрены: аттестация в форме тестирования и зачет в качестве промежуточной аттестации. 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Музыка как вид искусства Философско-эстетическое понимание музыки. Связь музыки с космосом и числом, концепция музыкального этоса, космической музыки; учение об аффектах, музыка – «язык» человеческой души, чувств, страстей. Сравнительно-искусствоведческое понимание музыки. Звук-слово, музыка – изобразительное искусство. Основные понятия теории музыки. Тема 2. Музыкальное искусство древности Синкретизм первобытного искусства. Религиозно-культовые гимны. Основные черты художественной культуры древних цивилизаций. Письменные памятники музыкального искусства. Театр. Виды инструментов. Развитие музыкальной науки и образования. Античная музыкальная культура. Музыкально-поэтическое творчество. Развитие теории музыки. Пифагор. Народное творчество. Аэды, рапсоды, комос. Греческая лирика (хоровая, сольная, философская, гражданская). Музыка в трагедиях, религиозных церемониях. Музыка и образование. Концертная антреприза в Риме. Тема 3. Музыка в художественной культуре феодального общества Западноевропейское музыкальное искусство в средние века. Место музыки в храмовом синтезе искусств. Григорианский хорал. Литургическая драма. Ранние формы многоголосия. Вокальная и инструментальная музыка. Жанры многоголосной профессиональной музыки (мотет, месса). Средневековый музыкальный театр (литургия, мистерия). Школа Нотр-Дам. Эпоха Ars-nova. Особенности и формы бытования светской музыкальной культуры. Народные музыканты. Музыка и поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров. Рыцарское музыкально-поэтическое искусство. Развитие жанра песни. Формирование нотации. Византия. Особенности музыкальной культуры. Тема 4. Музыкальная культура эпохи Возрождения Место музыки в ренессансной культуре. Образование и развитие национальных полифонических школ. Основные жанры полифонической музыки. Развитие инструментальной музыки (сюиты, сонаты, concerto grosso, сольные концерты). Новые формы музыкальной исполнительской практики: появление общедоступных театров и открытых публичных концертов. Развитие бытовой инструментальной музыки, ее обогащение национальной народно-инструментальной традицией. Основные художественные принципы стиля барокко. Стремление к синтезу различных видов искусств. Расцвет искусства сольного пения. 6
Стр.6
Тема 5. Музыкальная культура эпохи барокко и Просвещения Рождение новых жанров – «драмы на музыке» оперы-сериа и оперыбуффа, оратории, балета, инструментального концерта, сольной сюиты. Творчество Монтеверди, Люли, Пёрселла. Открытие консерваторий. Новые формы бытования музыки: появление оперных театров, концертных залов. Творчество Вивальди, Корелли. Клавирная, органная музыка XVII в. Г. Гендель. Творчество И. Баха: органная музыка, оркестровые концерты, сюиты, оратории. Идеи Просвещения и музыкальное искусство XVIII века; становление классических музыкальных форм. Венская классическая композиторская школа. Творчество Й. Гайдна, А. Моцарта – родоначальников классического симфонизма. Оперное и инструментальное творчество Л. Бетховена. Тема 6. Становление и развитие русской музыкальной культуры Особенности культурного развития Древней Руси. Древнейшие виды народного музыкального творчества: календарно-обрядовые, семейные песни. Героический эпос. Скоморохи – представители светской традиции. Происхождение и ранние формы русского церковного пения. Знаменный распев как вариант восточно-христианского певческого искусства. Колокольные звоны. Русская музыкальная культура XIV–XVII вв. Народное музыкальное творчество. Эпические жанры. Лирическая песня. Церковное певческое искусство. Музыка в религиозных действах. Придворный быт и народное музыкальное творчество XVII в. Переход от знаменного одноголосного пения к многоголосному партесному пению. Петровская эпоха в русском музыкальном искусстве. Музыка в общественном быту, петровские канты, музыка в театре. Просветительские тенденции в русской музыке XVIII века. Иностранные оперные труппы в России. Развитие жанра «российской песни». Истоки русского романса. Запись и изучение русской народной песни. Начало русской оперы. В. Пашкевич, Е. Фомин. Развитие хоровой музыки. Творчество М. Березовского и Д. Бортнянского. Синтез в композиторском творчестве влияний западноевропейской музыки и самобытных черт русского фольклора. Музыкально-театральная жизнь Петербурга и Москвы. Тема 7. Национальные композиторские школы в Европе XIX века Становление национальных композиторских школ. Эпоха романтизма в европейской музыке. Творчество Ф. Шуберта, Р. Шумана, К. Вебера, Р. Вагнера. Французский музыкальный романтизм. Связь музыки с романтической литературой, живописью, театром. (Г. Берлиоз, Д. Россини). Обогащение европейского музыкального искусства достижениями венгерской, польской, чешской, испанской, финской, норвежской музыки. 7
Стр.7
Ф. Лист – классик венгерской музыки. Ф. Шопен и польская культура. Э. Григ – основоположник норвежской музыкальной классики. Б. Сметана, А. Дворжак – представители чешского музыкального искусства. Возрождение национальной испанской музыки – И. Альбенис, Э. Гранадос. Связи творчества композиторов с национальным фольклором. Тема 8. Русская музыкальная культура XIX века Становление русской композиторской школы в XIXвеке. Русский романтизм и музыкальное искусство. Русский бытовой романс в творчестве А. Алябьева, А. Варламова, А. Гурилёва. Сближение народной и профессиональной музыки. Формирование русской классической музыкальной школы. Развитие музыкальных жанров. Музыкальный театр. Вершина оперной классики – М. Глинка, А. Даргомыжский. Концертная и музыкально-театральная жизнь России. Темы и образы русского музыкального искусства 60–70-х гг. Композиторы «Могучей кучки». Петербургская и московская композиторские школы. Создание российских консерваторий. Новые эстетические тенденции в русском музыкальном искусстве 80–90 гг. Новое композиторское поколение: А. Глазунов, С. Танеев. Пути развития русской оперы. Творчество М. Мусоргского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова. Вклад П. Чайковского в развитие мирового музыкального искусства. Тема 9. Основные тенденции развития европейского и российского музыкального искусства на рубеже XIX-XX вв. Новые эстетико-стилевые направления в европейской музыке. Импрессионизм во французском музыкальном искусстве. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. Австро-немецкое музыкальное искусство на пути от народного романса к экспрессионизму. Симфоническое творчество Г. Малера. Музыкальный театр Р. Штрауса. Отображение идеологических противоречий в русском музыкальном искусстве на рубеже веков. А. Скрябин – мыслитель, философ, музыкант. Черты музыкального урбанизма в творчестве И. Стравинского и С. Прокофьева. Обновление музыкального языка в русской музыке начала XX в. (эмансипация, диссонанс, политональность, усложнение ритмики, усиление роли полифонии). Открытие русской музыки Европой. Парижские сезоны С. Дягилева. Тема 10. Основные стили и направления европейской музыки XX в. Особенности становления музыкальной культуры века: выход за пределы европейской культуры, влияние и развитие внеевропейских куль- тур, афроамериканских, восточных культур; разработка древних слоев фолькло8
Стр.8