Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Грани  / № 171 1994

Человек-вещь и христианское сознание (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЕсаулов Иван
Страниц17
ID370903
АннотацияСтатья представляет собой опыт прочтения одного из трудов выдающегося русского философа XX столетия М. М. Бахтина с точки зрения построения тоталитарного образа человека.
Есаулов, И. Человек-вещь и христианское сознание / И. Есаулов // Грани .— 1994 .— № 171 .— С. 259-274 .— URL: https://rucont.ru/efd/370903 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КУЛЬТУРА Иван ЕСАУЛОВ Человек-вещь и христианское сознание Тоталитарное общество , формирующее соответствую - щий тип человека, д о самог о последнего времени про - должает рассматриватьс я как реализация определенного утопического (чаще всег о марксистского ) проекта, либо же - напротив - ка к закономерный итог развития христианской (именно - православной) цивилизации. <...> Настоящая работ а представляет собо й опыт прочте - ния одног о и з трудо в выдающегося русског о философа X X столети я М. М. Бахтина ("Форм ы времени и хронотоп а в романе" ) с точк и зрения построения тоталитарного образа человека. <...> В. В. Кожинов убеж - 259 ден , чт о Бахтин "тольк о превратился якоб ы в литературоведа. <...> В труд е "Форм ы времени и хронотопа в романе", написанном в 1937-1938 гг. , М. М. Бахтин пытался осмыслить "процес с освоени я в литератур е реального времени и пространств а и реального человека, раскрывающегося в них" . <...> Как видим, тексты , о которы х писал Бахтин, не прост о обращены, та к сказать, "лицом к жизни" , к реальной действительности, но и "всецело определялись " соответствующим и общественнополитическими событиями. <...> Так , приводимая в качестве иллюстрации "сплошной овнешненности " несдержанность ражении свои х эмоций, необыкновенная шумливость и рассчитанная на внешний резонанс аффектация ("герои Гомер а очень резк о и очень громк о выражают свои чувства " (284)) типологически совершенно аналогична шумным политическим кампаниям в советски е двадцатые (д а и последующие) год ы - с особо й атмосферой перманентной борьб ы с внешними и внутренними врагами. <...> Скрываемое молчанием (немотой ) подлежит неизбежному итоговом у раскрытию - другими - и античного человека в вы- замечает М. М. Бахтин. <...> Савчук, оди н и з герое в этог о же романа, словно бы публично демонстрируе т механизм овнешнения человека и исчезновение самодостаточно й ценности личности: "Не за - вод , а сорна я яма , козь е гнездо. <...> В антиутопиях, изображающих тоталитарный миропо <...>