Стэнтон Н., Салмон П., Уокер Г. За самостоятельный выбор: Сдвиг парадигмы осознания ситуации в социально-технических системах . <...> Истоки понятия осознания ситуации: Предостережения из истории разработки понятия внимания . <...> В поисках общего основания: Осознание ситуации и анализ когнитивной работы . <...> Фактор совместного влияния осознания ситуации и когнитивной рабочей нагрузки на повышение адаптивности социально-технических систем . <...> Политические исследования в пограничных пространствах: Ответ мозговых центров на расходящиеся принципы легитимности . <...> Взгляды авторов докторских исследований на предпринимательство: Разброс от «ответственности за лучшее будущее» до «бранного слова» / Уолш И., Харгрейвс К., Хиллеманн-Делани У., Ли Цзичжэнь . <...> Например, принятая Евросоюзом концепция «Ответственных исследований и инноваций» включает не только ряд практик, в которых должны участвовать различные социетальные акторы, но и юридический принцип, принятый Европарламентом. <...> «Участие значительной доли заинтересованных сторон в ИР – это не только способ обогащения процесса исследования, но и стратегия расширения прав и возможностей для установления итерационных процессов исследований, способствующих постепенным, но потенциально глубоким социальным преобразованиям» (с. <...> В то время как последователи ИД, как правило, стараются вызвать социальные изменения, улучшая социальные практики и организацию, ГБ выполняют ту же работу, но с особым вниманием к материальному измерению социально-технических реалий. <...> В ИД внешние и внутренние эксперты совместно генерируют знание, используя коммуникативные процессы, в которых одинаково рассматривается вклад каждого заинтересованного лица. <...> Ключевые слова: фармакологическое когнитивное улучшение (PCE); стимуляторы; метилфенидат (MPH); синдром дефицита внимания и гиперактивности; структура личности. <...> Назначение стимуляторов, таких как метилфенидат (MPH), вызывает много споров <...>
Социальные_и_гуманитарные_науки._Отечественная_и_зарубежная_литература._Серия_8_Науковедение._Реферативный_журнал_№4_2015.pdf
2015.04.001
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
1
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2015 – 4
Издается с 1973 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2015
Стр.1
2
ББК 72
С 69
Центр научно-информационных исследований
по науке, образованию и технологиям
Редакционная коллегия серии «Науковедение»:
Е.Г. Гребенщикова – д-р филос. наук, главный редактор,
М.П. Булавинова – ответственный секретарь, Т.В. Виноградова
– канд. психол. наук, С.М. Пястолов – д-р эконом.
наук, А.И. Ракитов – д-р филос. наук, А.И. Селиванов – д-р
филос. наук, В.С. Стёпин – академик РАН, Б.Г. Юдин –
член-корреспондент РАН
Социальные и гуманитарные науки. ОтечественС
69
ная и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение: РЖ /
РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию
и технологиям. – М., 2015. – № 4. – 183 с.
Журнал «Науковедение» включает реферативные материалы,
посвященные проблемам науки и общества, методологии и теории развития
науки, социальных и психологических факторов развития науки,
организационных структур науки и управления научной деятельностью,
экономики науки и подготовки научных и инженерных кадров.
ББК 72
2015.04.001
Издано при поддержке Российского фонда содействия
образованию и науке
ISSN 2219-8814
© ИНИОН РАН, 2015
Стр.2
2015.04.001
СОДЕРЖАНИЕ
3
НАУКА И ОБЩЕСТВО
2015.04.001. Стрэнд Р., Кайзер М. Доклад об этических проблемах,
порождаемых новыми науками и технологиями ..............6
2015.04.002. Харрис Т., Пападопулос С., Голдстейн Д.Б. Партнерство
академической науки и промышленности в создании
лекарств в век геномики .........................................................14
2015.04.003. Голинелли С., Рёйвенкамп Г. Делай-сам биология:
Исследование действием в науках о жизни? ...............................18
2015.04.004. Фармакологическое когнитивное улучшение здоровых
индивидов: Компенсация когнитивного дефицита или
характеристика личности? / Майер Л.Дж., Вундерли М.Д.,
Вонмоос М., Рёммельт А.Т., Баумгартнер М.Р., Зейфриц Э.,
Шауб М.П., Куеднов Б.Б. ...............................................................24
2015.04.005. Хельгессон Г. Не пора ли менять понимание того,
что такое плагиат? ...........................................................................27
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
2015.04.006. Стэнтон Н., Салмон П., Уокер Г. За самостоятельный
выбор: Сдвиг парадигмы осознания ситуации в социально-технических
системах .........................................................33
2015.04.007. Флах Й. Осознание ситуации: Внимание, ситуационный
фактор! Комментарий в адрес Эндсли ........................38
2015.04.008. Хофман Р. Истоки понятия осознания ситуации:
Предостережения из истории разработки понятия внимания ...46
2015.04.009. Минотра Д., Бернс К. В поисках общего основания:
Осознание ситуации и анализ когнитивной работы ..........52
2015.04.010. Видулих М., Тсанг П. Фактор совместного влияния
осознания ситуации и когнитивной рабочей нагрузки на
повышение адаптивности социально-технических систем .......55
Стр.3
4
2015.04.001
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
2015.04.011. Хоффман С. Размышления о науке и мыслящие
машины: Множественные реальности фундаментального и
прикладного знания в пограничной зоне ..................................... 59
2015.04.012. МакЛеви Дж. Политические исследования в пограничных
пространствах: Ответ мозговых центров на расходящиеся
принципы легитимности ............................................ 66
2015.04.013. Пинто М.Ф. Противоречия в агнотологии ................. 71
2015.04.014. Смит-Доерр Л., Варди И. Формальные этические
требования и повседневная практика ученых-химиков, работающих
в академической сфере и в промышленности .............. 78
2015.04.015. Музиани Ф. Исследования, посвященные управлению
Интернетом, встречаются с исследованиями науки и
технологий ....................................................................................... 83
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ.
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2015.04.016. Газюлузой A.И. Критический обзор подходов в
анализе организаций инновационных структур через призму
науки об устойчивом развитии и теорий системных инноваций
................................................................................................. 89
2015.04.017. Оноре Ф., Мунари Ф., Де Ла Потэри Б. Практика
корпоративного управления и интенсивность ИР в компаниях:
Данные из европейских стран ............................................. 97
2015.04.018. Чжан Фэн, Цзян Гуохуа, Кантвелл Дж.А. Исследования
в филиалах и результат инновационной деятельности
крупных транснациональных корпораций .................... 106
2015.04.019. Шибаяма С. Коммерциализация и изменяющаяся
природа сотрудничества в академическом секторе ................. 112
ЭКОНОМИКА НАУКИ
2015.04.020. Шишио Н., Седита С.Р., Баба Ю. Как предпринимательская
ориентация ученых влияет на их научную
деятельность? Свидетельство квадрант-модели ....................... 120
Стр.4
2015.04.001
5
2015.04.021. Куртис Б. Финансирование исследований по результатам,
гендер и культурный кринч ......................................128
2015.04.022. Взгляды авторов докторских исследований на
предпринимательство: Разброс от «ответственности за лучшее
будущее» до «бранного слова» / Уолш И., Харгрейвс К.,
Хиллеманн-Делани У., Ли Цзичжэнь .........................................134
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ
ВОСПРОИЗВОДСТВА
2015.04.023. Измерение человеческого капитала ..........................147
2015.04.024. Келендер К., Литл Б. Скрытые преимущества высшего
образования, совмещенного с работой: Нужно ли
давать о них более широкое представление? ............................156
2015.04.025. Чизвик Б.Р., Ларсен Н., Пипер П. Присуждение
докторских степеней в США и Канаде: Война, воинская
отсрочка и другие экономические факторы...............................159
2015.04.026. Салехьи С., Уотс М. Маршруты в науку: Выбор в
школе и «естественные причины» ..............................................163
2015.04.027. Математическое образование в Восточной Азии /
Лян Ф.К.С., Пак К., Шимизу Й., Сюй Бинянь ...........................167
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА .................................173
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ (№ 1–4) ..........................................175
Стр.5