№1 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ повышение квАлификАции педАгогов и выявление его Эффективности П. а. оржекоВский, с. е. <...> Ю. стеПаноВ (ГАОУ ВО “Московский институт открытого образования”, ГАОУ ВО “Московский городской педагогических университет”; e-mail: p. <...> a.orzhekovskiy@gmail.com) В статье рассматриваются три этапа повышения квалификации педагогов, каждый из которых имеет особенности. <...> На первом этапе целесообразно мотивировать учителей на повышение квалификации, на втором — прирастить педагогический опыт, на третьем — адаптировать к условиям работы в школе. <...> Долгое время обучение педагогов на курсах в институтах усовершенствования учителей представлялось обязательным и достаточным условием повышения их квалификации В качестве одного из решающих требований выдачи учителю соответствующего сертификата рассматривалась посещаемость занятий Считалось, если педагог посетил большинство занятий, то он повысил свою квалификацию Промежуточная аттестация проводилась редко В качестве итога обучения учитель писал реферат или выполнял курсовую работу Следует отметить, что в большинстве случаев рефераты и курсовые работы носили формальный характер, так как на их выполнение требовалось много времени, которого у учителей всегда не хватает Кроме того, учителя понимали, что преподаватели, ведущие курсы, могли выдать или не выдать сертификат педагогу только по формальной причине Анонимный опрос учителей, предпринятый нами в двухтысячные годы, показал, что более 80% учителей записываются на курсы не для повышения своей квалификации, а только для того, чтобы получить сертификат о повышении квалификации, необходимый им для аттестации Изучение этого педагогического явления показало, что желание или нежелание учителя повысить свою квалификацию зависит от целого ряда факторов: 1) неспособность учителя к выявлению и анализу педагогических проблем; 93 2) отсутствие ощущения того, что решение <...>