Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Археология, история первобытного общества, этнология: учебное пособие

0   0
АвторыКольцов Петр Михайлович
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц76
ID366286
Аннотация Археология, история первобытного общества, этнология - дисциплины, способствующие формированию фундаментальных знаний о закономерностях процесса исторического развития. Настоящее учебное пособие включает в себя общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по вышеуказанным дисциплинам. - Элиста, 2013.
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по направлению подготовки 030600 История
УДК902/904
ББК63.4
Археология, история первобытного общества, этнология: учебное пособие / П.М. Кольцов .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2013 .— 76 с. — URL: https://rucont.ru/efd/366286 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА, ЭТНОЛОГИЯ Учебное пособие Элиста 2013 ББК Т4(2Рос. <...> П.М. Кольцов Археология, история первобытного общества, этнология А 874 [Текст]: учебное пособие / Калм. ун-т; сост. <...> Для успешного усвоения перечисленных выше дисциплин учебным планом предусмотрены лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа. <...> Семинарские занятия занимают важное место в системе подготовки студентов обучающихся в высших учебных заведениях. <...> Семинарские занятия вырабатывают у студентов умение самостоятельно работать над рекомендованной литературой, анализировать ее, коллективно обсуждать вопросы, включенные в план семинара. <...> Археология занимается поисками памятников древности, их исследованием (раскопками) и извлечением из полученных источников информации с помощью специфических приемов, включая методы лабораторного исследования. <...> Под предметом современной археологии обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального. <...> Содержание курса «Археология» состоит из разделов, которые соответствуют общепринятой археологической периодизации: каменный век, энеолит, бронза и железный век. <...> Каменный век рассматривается в рамках трех последовательных периодов – палеолита (ранний, средний, верхний), мезолита и неолита. <...> Энеолит и бронзовый век – это археологические эпохи металлургического производства и дальнейшего развития производящей экономики. <...> Археология железного века изучает этнические, хозяйственно-культурные и исторические общности Евразии. <...> Приступая к изучению археологической периодизации, следует помнить, что она тесно увязана с основными этапами антропогенеза, а также экологическими <...>
Археология,_история_первобытного_общества,_этнология_учебное_пособие_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации _____ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калмыцкий государственный университет» АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА, ЭТНОЛОГИЯ Учебное пособие Элиста 2013
Стр.1
ББК Т4(2Рос.Калм)я73+Т4я73+Т3(0)2я73+Т5я73 УДК 902:94:316.323.2:39(075.8) А 874 Составитель: д-р ист. наук, проф. П.М. Кольцов Археология, история первобытного общества, этнология А 874 [Текст]: учебное пособие / Калм. ун-т; сост. П.М. Кольцов. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. – 76 с. Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Археология, история первобытного общества, этнология – дисциплины, способствующие формированию фундаментальных знаний о закономерностях процесса исторического развития. Настоящее учебное пособие включает в себя общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по вышеуказанным дисциплинам. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030600 История. Рецензенты: доктор исторических наук, профессор А.А. Выборнов (ГОУ ВПО «Поволжская государственная социальногуманитарная академия», Самара); кандидат исторических наук, профессор А.В. Балановский (ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный социальноэкономический университет») © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013 г. 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ На первом курсе гуманитарного факультета КалмГУ студентами-историками наряду с другими дисциплинами изучаются три взаимосвязанных между собой предмета: археология, история первобытного общества, этнология, которые способствуют формированию у студентов фундаментальных знаний о закономерностях процесса исторического развития. Для успешного усвоения перечисленных выше дисциплин учебным планом предусмотрены лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа. По таким предметам, как «археология» и «этнология» дополнительно включены производственные полевые практики. Таким образом, без преувеличения следует сказать, что объем материала предложенный студентам-первокурсникам очень большой и сложный. При подготовке к семинарским занятиям, где рассматриваются узловые вопросы по тем или иным темам, неизбежно возникают сложности, поэтому студентам следует использовать учебно-методические рекомендации или обратиться к помощи преподавателя, который даст вам соответствующую консультацию. Семинарские занятия занимают важное место в системе подготовки студентов обучающихся в высших учебных заведениях. Они имеют своей целью расширение и закрепление знаний студентов по наиболее важным и сложным проблемам той или иной дисциплины с привлечением необходимого круга источников. Семинарские занятия вырабатывают у студентов умение самостоятельно работать над рекомендованной литературой, анализировать ее, коллективно обсуждать вопросы, включенные в план семинара. Настоящее пособие включает в себя общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по археологии, истории первобытного общества и этнологии, планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к ним, темы самостоятельных работ и списки рекомендуемой литературы. Цель методических рекомендаций – помочь студентам подготовиться к семинарским занятиям по вышеназванным дисциплинам. В ходе практических занятий необходимо стремиться к максимальной активности: как можно чаще выступать самому, внимательно слушать все выступления других студентов, задавать им вопросы, высказывать собственную точку зрения, вступать в дискуссию, давать оценку взглядам оппонентов. Тем самым формируются и развиваются такие профессиональные качества историка, как умение применять знания на практике и передавать их другим. 3
Стр.3
РЕКОмЕНДАцИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕмИНАРСКИм зАНЯТИЯм Слово «семинар» («seminarium») имеет латинские корни и в переводе означает «рассадник». Если взять только глагол «semino», который означает «засевать», «порождать» или «распространять», то семинар можно понимать как процесс получения знания от учителя к ученику. Семинары действительно проводятся под руководством преподавателя, но в учебном процессе участвует и вторая сторона – студенты, причем в самой активной форме. Поскольку существует несколько видов семинарских занятий, то дадим краткую их характеристику. 1. Семинар-исследование. Он проводится в следующей последовательности: а) самостоятельная работа студента по написанию доклада или реферата; б) выступление с докладом на занятии и коллективное его обсуждение; в) оценка преподавателем содержательной части доклада и формы его обсуждения. 2. Семинар-дискуссия. Проводится с целью выявления мнения студентов группы по наиболее дискуссионным темам изучаемого курса. 3. Проблемный семинар. Проводится для закрепления полученных знаний по темам, где возникли проблемные ситуации. 4. Итоговый семинар-зачет предполагает ответы студентов на контрольные вопросы по всем темам курса. Таким образом, выступление студента на семинаре может быть заранее подготовлено в виде доклада по заявленной теме, может быть сделано без подготовки для выражения своего мнения по поводу изучаемой темы, может быть его ответом в ходе обсуждения проблемы или быть ответом на контрольный вопрос преподавателя. На практических занятиях чаще всего используют традиционную форму – семинар-исследование в виде доклада (сообщения). Для успешной подготовки к семинару, студентам рекомендуется придерживаться определенного плана. Мы предлагаем следующий вариант подготовки к занятиям: – выбрать тему сообщения; – изучить учебный и лекционный материал по заданной теме; – прочесть рекомендуемую литературу, выписать те сведения, которых нет в учебнике, и которые расширяют знания по данной теме; – сопроводить изучение материалов своими замечаниями, комментариями, формирующими собственный взгляд на проблему; – записать все незнакомые понятия, термины и их значения в тетрадь и запоминать; – составить план доклада или сообщения; – выявить ключевые слова (термины) в докладе (сообщении) и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий; 4
Стр.4
– подготовить текст доклада (сообщения); – составить тезисы выступления; – если есть иллюстративный материал, то сообщение уместно сопровождать показом презентаций Power Point; – при необходимости проконсультироваться с преподавателем; – желательно провести пробное выступление, например, перед товарищем по группе. Продолжительность доклада на семинарском занятии обычно не превышает 10 минут. После выступления докладчик отвечает на вопросы сокурсников, а затем следует резюме преподавателя. Структурно сообщение строится по классической форме: вступление, основная часть, заключение. Вступление – начинается с формулировки темы, ее актуальности и степени разработанности в трудах специалистов. Основная часть – посвящается раскрытию темы путем изложения сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны быть взаимосвязанными и логически вытекать одна из другой. Заключение – должно быть кратким и понятным. Вначале следует напомнить слушателям основное содержание доклада, а затем его главные выводы. Желательно поблагодарить участников семинара за внимание и участие в обсуждении доклада. Распространенные ошибки – материалы доклада излагаются не системно и как следствие выход за пределы рассматриваемой темы; потеря нити доклада и, как правило, перескакивание с одного вопроса на другой; дробление рассматриваемой темы на многочисленные вопросы (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается). Настоящее пособие состоит из трех частей: археологии, истории первобытного общества и этнологии. Каждая из них включает в себя общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. 5
Стр.5