Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКудрин Валерий Сергеевич
АвторыЮдина Анна Ивановна
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц160
ID365889
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются основные научные идеи и теории угроз возникновения социальных рисков распространения экстремистской идеологии в молодежной среде, показаны механизмы предупреждения молодежного экстремизма. Пособие соответствует содержанию подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», и может быть использовано при изучении одного из учебных модулей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию на заседании учебно-методического совета института социально-культурных технологий КемГИК
Кому рекомендованоУчебное пособие предназначено для слушателей системы образования – руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных учреждений, а также педагогической общественности, занимающейся изучением и информационно-разъяснительной работой по профилактике распространения экстремизма в учреждениях образования различного типа и вида, в учреждениях дополнительного образования детей.
ISBN978-5-8154-0326-0
УДК316.4
ББК60.54+60.56
Кудрин, В. С. Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения: учебное пособие : для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 "Социльно-культурная деятельность", степень / квалификация выпускника "бакалавр" / И. А. Юдина; В. С. Кудрин .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2016 .— 160 с. : ил. — Библиогр.: с. 105-128. — ISBN 978-5-8154-0326-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/365889 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Юдина МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», степень/квалификация выпускника «бакалавр» Кемерово 2016 1 УДК 316.4 ББК 60.54+60.56 К88 Утверждено на заседании кафедры управления социальной сферы 02.12.2015 г., протокол № 5. <...> К88 Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» / В. С. Кудрин, А. И. Юдина. <...> ISBN 978-5-8154-0326-0 В учебном пособии рассматриваются основные научные идеи и теории угроз возникновения социальных рисков распространения экстремистской идеологии в молодежной среде, показаны механизмы предупреждения молодежного экстремизма. <...> Пособие соответствует содержанию подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», и может быть использовано при изучении одного из учебных модулей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». <...> УДК 316.4 ББК 60.54+60.56 ISBN 978-5-8154-0326-0 © В. С. Кудрин, А. И. Юдина, 2016 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2016 2 ВВЕДЕНИЕ Социально-экономические изменения, которые произошли в России за последние десятилетия, негативно отразились на современном состоянии российского общества и породили ряд социальных рисков, которые прямо воздействуют на студенческую молодежь. <...> В отечественной науке социальные риски начали исследовать с конца ХХ века, рассматривая среди них в основном безработицу, временную потерю трудоспособности, ограниченные возможности здоровья и другие трудные жизненные ситуации социально-экономического характера. <...> Перемены в геополитической, экономической, социально-культурной и иных областях жизнедеятельности общества, государства и личности способствовали в процессе развития интенсивных и противоречивых тенденций <...>
Молодежный_экстремизм_причины_возникновения,_технологии_предупреждения_учебное_пособие.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт социально-культурных технологий Кафедра управления социальной сферы В. С. Кудрин А. И. Юдина МОЛОДЕЖНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», степень/квалификация выпускника «бакалавр» Кемерово 2016 1
Стр.1
УДК 316.4 ББК 60.54+60.56 К88 Утверждено на заседании кафедры управления социальной сферы 02.12.2015 г., протокол № 5. Рекомендовано к изданию на заседании учебно-методического совета института социально-культурных технологий 28.12.2015 г., протокол № 3. Рецензенты: Заруба Н. А., доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, зав. кафедрой государственного и муниципального управления КузГТУ им. Т. Ф. Горбачева; Гусев С. И., доктор медицинских наук, профессор кафедры социальной педагогики КемГИК, врач-психиатр высшей категории; Секретова Л. В., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой социально-культурной деятельности ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Кудрин В. С., Юдина А. И. К88 Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения [Текст]: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» / В. С. Кудрин, А. И. Юдина. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. – 160 с. ISBN 978-5-8154-0326-0 В учебном пособии рассматриваются основные научные идеи и теории угроз возникновения социальных рисков распространения экстремистской идеологии в молодежной среде, показаны механизмы предупреждения молодежного экстремизма. Пособие соответствует содержанию подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность», и может быть использовано при изучении одного из учебных модулей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие предназначено для слушателей системы образования – руководителей, педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников образовательных учреждений, а также педагогической общественности, занимающейся изучением и информационно-разъяснительной работой по профилактике распространения экстремизма в учреждениях образования различного типа и вида, в учреждениях дополнительного образования детей. УДК 316.4 ББК 60.54+60.56 ISBN 978-5-8154-0326-0 © В. С. Кудрин, А. И. Юдина, 2016 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2016 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Социально-экономические изменения, которые произошли в России за последние десятилетия, негативно отразились на современном состоянии российского общества и породили ряд социальных рисков, которые прямо воздействуют на студенческую молодежь. В отечественной науке социальные риски начали исследовать с конца ХХ века, рассматривая среди них в основном безработицу, временную потерю трудоспособности, ограниченные возможности здоровья и другие трудные жизненные ситуации социально-экономического характера. На современном этапе развития гражданского общества в России и в целом во всем мировом сообществе возникла угроза социальных рисков кардинально другого характера – это риск распространения экстремистской идеологии, которая влечет за собой молодежный экстремизм, проявления ксенофобии и терроризма. Перемены в геополитической, экономической, социально-культурной и иных областях жизнедеятельности общества, государства и личности способствовали в процессе развития интенсивных и противоречивых тенденций в последние два десятилетия возникновению экстремизма как повседневной реальности, захлестнувшей общественную, политическую и экономическую жизнь России. В настоящее время основным источником угроз общественной безопасности в Российской Федерации в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности (до 2020 г.)1 является «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности страны, дестабилизацию ее внутриполитической и социальной ситуации». Распространяемые экстремистские настроения в молодежной среде становятся особой заботой не только государственных органов управления и властных структур, правоохранительных органов, но и образовательных организаций, учреждений культуры, спорта и всей общественности. Это связано с тем, что экстремистские организации и их лидеры при активном использовании новых информационно-коммуникационных технологий в организации распространения противоправных экстремист1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газета (Федеральный выпуск) № 4912. 2009. 19 мая. 3
Стр.3
ских материалов и увеличения численности своих рядов, особенно из молодежной среды, применяют современные механизмы и технологии, позволяющие координировать противоправную экстремистскую деятельность. В Концепции отмечается, что для противодействия экстремизму требуются согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Данная проблема приобретает особую актуальность, с одной стороны, в связи с угрозой усиления экстремизма среди молодежи и недостаточностью предпринимаемых органами внутренних дел мер по его профилактике, с другой стороны, отсутствием отрегулированного механизма взаимодействия (и внутриведомственного, и межведомственного) между субъектами, роль которых заключается в противодействии экстремизму среди молодежи, и отсутствием необходимого научно-методического обеспечения психолого-педагогических и социально-культурных условий совершенствования деятельности органов внутренних дел, связанного с этим направлением их деятельности. Несомненно, что предпринимаемые меры должны быть комплексными, включающими как специальные технологии, используемые органами внутренних дел для выявления, пресечения и раскрытия противоправных экстремистских деяний молодежи, так и использование технологий, реализуемых в гражданской среде, которые направлены на предупреждение экстремизма в молодежной среде и организацию профилактической деятельности, позволяющей минимизировать его проявления и последствия. Данные официальной статистики свидетельствуют, что в 2013 г. по регистрации прошло 896 преступлений, связанных с экстремистской направленностью, из них раскрыто 743, выявлено 674 лица, совершивших преступления в этой сфере. За 9 месяцев 2014 г. было зарегистрировано 794 преступления экстремистской направленности, из них раскрыто 666, выявлено 651 лицо, совершившее преступления2. Следует заметить, что лицами, совершающими преступления экстремистской направленности, чаще всего являются обучающиеся сред2 Официальный сайт ГИАЦ МВД России [Электронный ресурс]. – URL: http:// 10.5.0.15/cms/ (дата обращения: 28.10.2015 г.). 4
Стр.4
них профессиональных и высших учебных заведений в возрасте от 16 до 27 лет, что свидетельствует о социальной опасности экстремизма в молодежной среде не только как социального явления, но и как феномена социального риска. Пути демократических преобразований и социально-экономических изменений, влияющие на темп продвижения и развития России, во многом зависят от позиции молодежи и активности ее поведения в общественной, политической, экономической и культурной жизни. В связи с этим, помимо разработки нормативных актов, регулирующих на законодательном уровне вопросы уголовно-административного наказания за проявления экстремизма, важной социально-педагогической и социально-культурной задачей образовательных организаций становится поиск новых технологий, методов и форм, направленных на предупреждение распространения экстремистской идеологии в молодежной среде. Цель учебного пособия – теоретическая и практическая подготовка обучающихся к освоению знаний и умений создавать безопасные условия жизни и деятельности, формирование навыка социально безопасного выбора в различных жизненных ситуациях. Материалы данного пособия могут быть полезны и интересны педагогическим работникам образовательных организаций, специалистам учреждений социально-культурной сферы. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». По окончании изучения учебного пособия «Молодежный экстремизм: причины возникновения, технологии предупреждения» в соответствии с учебным модулем дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен: знать: факторы возникновения молодежного экстремизма, классификацию форм экстремистской деятельности, особенности уголовно-административного законодательства Российской Федерации. В результате освоения данного раздела дисциплины студент должен уметь: провести оценку проблемной ситуации в социальной области; разработать и внедрить инновационные методы решения социальных проблем; прогнозировать и моделировать социальные последствия принимаемых решений. Данные умения будут сформированы на основе овладения: совокупностью способов и методов воздействия на социальные объекты проектирования; социально-культурными и социально-педагогическими технологиями предупреждения социальных рисков молодежного экстремизма. 5
Стр.5
Освоение изложенного в данном учебном пособии теоретического материала позволит сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые выпускнику в дальнейшей профессиональной деятельности. Учебное пособие обеспечит формирование следующих общекультурных компетенций по направлению подготовки 51.03.03 «Социальнокультурная деятельность»: способность занимать активную гражданскую позицию; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе; способность к принятию управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности; осознание социальной значимости своей будущей профессии. Учебное пособие ориентировано на формирование у студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.03. «Социально-культурная деятельность», профессиональных компетенций: готовность к использованию правовых и нормативных документов в работе общественных организаций и объединений граждан, реализующих их права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны; способность оценивать условия и последствия принимаемых организационноуправленческих решений; участие в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной сферы. В структуре пособия выделены три главы. Первая глава знакомит с теоретическими основами возникновения и предупреждения социальных рисков молодежного экстремизма. Во второй главе представлены технологии предупреждения социальных рисков молодежного экстремизма. В третьей главе рассмотрен опыт Кемеровского государственного института культуры по предупреждению социальных рисков экстремизма в среде студенческой молодежи. Каждая глава завершается перечнем вопросов для самостоятельной работы студентов. Каждая глава учебного пособия содержит краткий библиографический обзор по теме изложения. Изучение источников, включенных в список рекомендуемой литературы, позволит углубить знания по изучаемой дисциплине. В приложениях представлены практические материалы для эмпирического исследования проблем предупреждения молодежного экстремизма, ориентированные на осмысление приобретённых знаний. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ