Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» А. И. Юдина ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД Монография Кемерово 2013 1 УДК 37.013.42 ББК 74.664.6. <...> Ю16 Научный редактор доктор педагогических наук, профессор Е. Л. Кудрина Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор С. Б. Брижатова; доктор культурологии, доцент Н. Л. Прокопова Ю16 Юдина, А. И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход [Текст]: монография / А. И. Юдина. <...> Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации рассмотрена с позиции социально-культурного подхода. <...> Обоснованы основные сущностные характеристики понятий педагогики применительно к этапам социализации подростков в трудной жизненной ситуации. <...> Педагогическое сопровождение социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, определено как сфера деятельности педагога, социального работника, специалиста учреждения культуры и дополнительного образования, обеспечивающая последовательное прохождение подростками основных этапов социализации (адаптации, индивидуализации, интеграции) на основе использования компонентов соответствующей технологии и при условии измерения результатов социализации подростка. <...> Представлена исходная структурно-функциональная модель педагогического сопровождения социализации исследуемой категории подростков. <...> Социально-культурный подход как методология исследования педагогики социализации подростков в трудной жизненной ситуации. <...> Социально-культурные факторы, влияющие на социализацию подростков в трудной жизненной ситуации…………………………. <...> Дорожная карта педагогики социализации подростков в трудной жизненной ситуации………………………… <...>
Педагогика_социализации_подростков_в_трудной_жизненной_ситуации_социально-культурный_подход_монография.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
А. И. Юдина
ПЕДАГОГИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ:
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
Монография
Кемерово 2013
1
Стр.1
УДК 37.013.42
ББК 74.664.6.
Ю16
Научный редактор
доктор педагогических наук, профессор Е. Л. Кудрина
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор С. Б. Брижатова;
доктор культурологии, доцент Н. Л. Прокопова
Ю16
Юдина, А. И. Педагогика социализации подростков в трудной
жизненной ситуации: социально-культурный подход [Текст]: монография
/ А. И. Юдина. – Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2013. – 208 с.
ISBN 978-5-8154-0265-2.
Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации рассмотрена
с позиции социально-культурного подхода. Обоснованы основные сущностные
характеристики понятий педагогики применительно к этапам социализации
подростков в трудной жизненной ситуации. Педагогическое сопровождение социализации
подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, определено как
сфера деятельности педагога, социального работника, специалиста учреждения
культуры и дополнительного образования, обеспечивающая последовательное прохождение
подростками основных этапов социализации (адаптации, индивидуализации,
интеграции) на основе использования компонентов соответствующей технологии
и при условии измерения результатов социализации подростка. Представлена
исходная структурно-функциональная модель педагогического сопровождения социализации
исследуемой категории подростков.
Для ученых, аспирантов, соискателей, докторантов, руководителей и специалистов
органов управления образованием, культурой и учреждений, работающих
с семьей и детьми.
УДК 37.013.42
ББК 74.664.6.
ISBN 978-5-8154-0265-2
© Юдина А. И., 2013
© ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет
культуры и искусств», 2013
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………......................................………....... 4
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОГО
ПОДХОДА К ПЕДАГОГИКЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ……...................................................... 11
1.1. Состояние разработанности проблемы педагогики социализации подростков
в научных исследованиях…………………....................................................……....…. 11
1.2. Социально-культурный подход как методология исследования педагогики
социализации подростков в трудной жизненной ситуации.……............................… 29
1.3. Социально-культурные факторы, влияющие на социализацию подростков в трудной
жизненной ситуации…………………………................................………....…….. 50
Глава II. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.......................................... 68
2.1. Дорожная карта педагогики социализации подростков в трудной жизненной
ситуации…………………………..............................................................................……....... 68
2.2. Современные требования к кадровому обеспечению реализации дорожной карты
педагогики социализации подростков в трудной жизненной ситуации……............. 79
2.3. Проектирование модели педагогического сопровождения социализации подростков
в трудной жизненной ситуации……................................................................. 95
Глава III. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ................................................................................................ 109
3.1. Отбор содержания и форм педагогического сопровождения социализации подростков
в трудной жизненной ситуации……….................................................……........... 109
3.2. Социальное партнерство субъектов микросоциума как одно из условий результативности
социализации подростков в трудной жизненной ситуации…..................….. 123
3.3. Оценка результативности педагогического сопровождения социализации подростков
в трудной жизненной ситуации…………………………........................................ 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………...........................................................................................…… 161
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….................................................................……… 165
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Показатели социального развития подростков................................. 184
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Карта психолого-педагогической диагностики несовершеннолетнего......................................................………………………..…....................................
187
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Описание методики определения потребности отрасли культуры
в квалифицированных кадрах в области социально-культурной деятельности…......... 193
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Состояние инфраструктуры социально-культурной сферы
Сибирского федерального округа………....…....................................................................... 205
3
Стр.3