Голованивская ОБЛОМОВ ПРОТИВ ШТОЛЬЦА: РУССКОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТРУДЕ Статья посвящена контрастивному описанию и анализу европейской и русской картин мира в области представлений о работе и труде. <...> Обычно в этой связи принято утверждать, что античность презирала труд, делегировала его рабам, считавшимся чуть ли не неодушевленными существами, исходит античность из представления о долге свободного гражданина, рожденного по Аристотелю, политическим существом для предавания досугу, понимаемому как Голованивская Мария Константиновна — докт. филол. наук, профессор кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. <...> Рабская душа России: проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. <...> Иными словами, его удел посвящать свое время учености, беседам, школе в высоком смысле этого слова и прежде всего философской школе. <...> А труд πωνο имел и второй смысл, тесно сплетавшийся в сознании древних греков с первым, — тягость, страдание, несчастье, бедствие. <...> Физический труд — мука и боль, удел несвободных и низших, тяжкое и нечистое занятие, унижающее человека и приближающее его к скотине2. <...> Сизиф и его тяжелое и бессмысленное занятие — вот лучший образ, раскрывающий античное представление о труде, отчасти предопределившее на долгие века (вплоть до конца XVIII в.) европейское аристократическое понимание этого деятельностного феномена. <...> Также и в латыни очевиднейшим образом противопоставлены труд/paбота (labor) и профессия (opus), и только первое, очевидно, низшее занятие (ср. <...> Сельскохозяйственный труд, возделывание и окультуривание, превращение натуры в культуру, противопоставление натуры и культуры (культуры, идущей от земледелия к вершинам мысли) — занятие благороднейшее — не чета колбаснику или торговцу5. <...> Хорошо известны многочисленные классификации профессий, одну из которых приводит Цицерон в Тускуланских беседах. <...> Нравственную суть <...>