ЗНАКОМЬТЕСЬ – НЕМЕЦКАЯ КНИГА Неизбежное возвращение Лет пятнадцать назад, встречая случайные упоминания имени Генриха Бёлля в прессе, а еще реже с в издательских анонсах, трудно было подавить чувство сокрушенного удивления: до чего же ´склонно к изменеª сердце читающей публики. <...> Нобелевский лауреат, автор, которого в СССР смело можно было назвать культовым, чьи книги неоднократно издавались (и раскупались нарасхват!) немыслимыми для нынешних времен тиражами, по чьим произведениям ставились аншлаговые спектакли, чьи романы, повести и рассказы неизменно гарантировали повышенный спрос любому периодическому изданию от толстого журнала до областной газеты, на чьих произведениях с разной степенью успеха пробовали силы многочисленные переводчики, с этот всемирно прославленный автор в постперестроечную эпоху както вдруг оказался у нас в стране почти забыт. <...> Изданное в перестроечные времена, уже после смерти писателя, собрание сочинений, охватив действительно все наиболее значительное в наследии Бёлля, словно бы подвело черту под его былой популярностью. <...> Последующие немногочисленные публикации (ранних, посмертно изданных вещей) оставались почти незамеченными, как и редкие переиздания когда-то зачитываемых до дыр шедевров. <...> Напрашивающееся объяснение – дескать, хлынувший на читателя в эпоху гласности вал «запретной» литературы, отечественной и зарубежной, отбросил Бёлля на далекую периферию читательского восприятия, – справедливо лишь отчасти (напомним, что гонений советского «Главлита» не избежал и сам Бёлль). <...> Главное в другом: в наших отношениях с автором произошла смена мотиваций. <...> Искусство Бёлля, с первых и до последних строк вдохновляемое исповедальным стремлением донести до читателя правду о бесчеловечной практике тоталитаризма, разоблачить уловки официозной пропаганды, демагогические ухищрения пресловутого общественного мнения, обманы и самообманы индивидуального сознания <...>